Юриспруденция » Суд присяжных в России: прошлое и настоящее » Сравнительная характеристика суда присяжных Российской Империи и суда присяжных Российской Федерации

Сравнительная характеристика суда присяжных Российской Империи и суда присяжных Российской Федерации

Страница 2

5) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом, должностным лицом службы судебных приставов или частным детективом - в период осуществления профессиональной деятельности и в течение пяти лет со дня ее прекращения;

6) имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;

7) гражданином, уволенным со службы в органах и учреждениях, указанных в подпункте 6 - в течение пяти лет со дня увольнения;

8) священнослужителем.

В дореволюционной России присяжными не могли быть:

1) состоящие под следствием и судом за преступления и проступки или подвергшиеся по судебным приговорам за противозаконные деяния заключению в тюрьме или более строгому наказанию, находившиеся под судом и не оправданные;

2) исключенные из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговору тех сословий, к которым они принадлежат;

3) объявленные несостоятельными должниками;

4) состоящие под опекой за расточительность;

5) слепые, глухие, немые и лишенные рассудка;

6) домашняя прислуга и с 1889 года впавшие в крайнюю бедность.

Сегодня присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

2) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

3) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

4) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

5) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Имевшие право быть присяжными вносились в общие списки, составляемые по каждому уезду отдельно особыми временными комиссиями, которые назначались в уездах земскими собраниями, а в столицах - соединенными департаментами общих городских дум и местных уездных земских собраний. Законом от 28 апреля 1887 года составление общих списков было возложено на должностных лиц, обладающих сведениями об имуществе, образовании, благонадежности лиц, которых надлежало в них включить. Такими должностными лицами были председатель уездной земской управы, в обязанности которого входило составление списков о лицах, владеющих землей и другой недвижимостью в уездах; городской глава - о лицах, владеющих недвижимостью в городе; мировой посредник или непременный член уездного или окружного по крестьянским делам присутствия - о крестьянах; начальник уездной или городской полиции - обо всех прочих лицах.

Согласно действующему законодательству должностные лица и руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы обязаны по запросу исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации представить информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели. За непредставление информации, необходимой для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, а также за представление заведомо неверной информации лица несут ответственность, установленную кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В XIX веке комиссии ежегодно в срок до первого сентября проверяли и дополняли списки. После составления и истечения установленного месячного срока для всеобщего ознакомления с ними списки представлялись губернатору, который проверял соблюдение закона при их составлении. Он имел право исключить неправильно внесенных туда лиц с указанием причин. Недовольные исключением могли жаловаться в Сенат.

Сегодня председатель суда не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, вносит руководителю высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представление о необходимом для работы суда числе кандидатов в присяжные заседатели. Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели и сообщает исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований число граждан, которое необходимо включить в списки кандидатов в присяжные заседатели от соответствующих муниципальных образований. При составлении списков кандидатов в присяжные заседатели число указанных граждан может быть превышено не более чем на 10 процентов. Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта Российской Федерации на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации путем случайной выборки установленного числа граждан. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Закон и право. Соотношение понятий «закон» и «право»
Проблема соотношения права и закона возникла практически одновременно с правом. Она ставилась еще в древние времена (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Цицерон, римские юристы) и до сих пор остается центральной в правопонимании. В контексте данной проблемы под «законом» следует ...

Особенности осмотра местности и помещения
В соответствии со статьей 287 УПК РФ в случае, когда возникает необходимость непосредственно обозреть и (или) изучить определенный участок местности, здание или помещение, суд производит их осмотр. Осуществление судом осмотра обычно связано с проверкой обстоятельств, установленных на предварительно ...

Проблемы, возникающие в правоприменительной деятельности при производстве дознания
Анализ приведенных положений закона позволяет сделать вывод о том, что в связи с возбуждением и расследованием названных уголовных дел в практике может возникнуть ряд проблем. В частности, по таким вопросам, как задержание подозреваемого и обеспечение его защитником с момента, предусмотренного в за ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru