Юриспруденция » Система органов исполнительной власти в Российской Федерации » Правительство РФ – высший орган исполнительной власти

Правительство РФ – высший орган исполнительной власти

Страница 2

Государственное управление как повседневный процесс взаимодействия государства с институтами гражданского общества, включая защиту национальной безопасности, борьбу с преступностью, социальную защиту населения, возлагается прежде всего на систему органов исполнительной власти, которым предписывается действовать в рамках конституционной законности и в контакте с другими ветвями государственной власти.

Конституция РФ устанавливает статус Правительства РФ как коллегиального органа, определяя его состав (ст. 110). Подчеркнута эта характеристика и в ст. 1 ФКЗ о Правительстве РФ, в которой записано, что Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации.

Г.В. Атаманчук, отмечая, что коллегиальность – один из важнейших атрибутов демократии, поскольку позволяет объединять знания, опыт и интересы разных людей для лучшего решения общественных проблем, указывает на следующие достоинства коллегиальности:

1) она создает определенное информационное поле, предоставляющее каждому члену коллегиального органа получать профессионально обработанную информацию;

2) создает социально-психологический климат, обеспечивающий сотрудничество и взаимопомощь между всеми участниками коллегиального органа;

3) позволяет методом «мозговой атаки» проводить поиск оптимальных решений;

4) способствует лучшему исполнению принятых решений, поскольку обеспечивает согласованность интересов членов коллегиального органа;

5) укрепляет авторитет соответствующего органа в обществе за счет солидарности его членов.

С позицией, высказанной Г.В. Атаманчуком, следует согласиться. Можно лишь добавить, что важное значение коллегиального разрешения вопросов на базе консенсуса членов Правительства подчеркивает статья 28 ФКЗ о Правительстве РФ. В этой статье определяется перечень вопросов, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства РФ.

Состав Правительства РФ предопределен Конституцией РФ (ст. 110): членами Правительства являются Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Таким образом, Конституция содержит закрытый перечень лиц, входящих в его состав. Руководитель иного, кроме федерального министерства, органа исполнительной власти может быть включен в состав Правительства РФ при условии установления для него статуса федерального министра. Например, в ФКЗ о Правительстве РФ такой статус установлен для руководителя Аппарата Правительства, в Федеральном законе «О федеральной службе безопасности» – для ФСБ России. Были случаи установления ранга федерального министра «без портфеля», т.е. в качестве лица, выполняющего конкретные государственные функции и полномочия, но не являющегося руководителем федерального органа исполнительной власти.

Ядро статуса Правительства РФ составляют его конкретные полномочия, которые определяются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», а также федеральными законами, регулирующими отдельные сферы общественных отношений.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Историческое становление уголовного законодательства РФ за преступления против общественной нравственности
Зачатки норм об уголовной ответственности за преступления против общественной нравственности содержались уже в первых уголовно-правовых актах Руси. Из Соборного Уложения России 1649 года к преступлениям против общественной нравственности можно отнести деяния, указанные в главе 1 данного Уложения &q ...

Формы происхождения государства. пути развития государственности
Разложение первобытного общества с его родовой организацией и становление государственной власти в различных исторических условиях имели свои специфические особенности. Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями. В общей теории государства и п ...

Понятие структуры механизма государства
Правоведы определяют структуру механизма государства как внутреннее строение государства, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, а также соотношение и взаимосвязь. Таким образом, предлагаю рассмотреть составляющие элементы классической модели структуры механизма государств ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru