Юриспруденция » Система органов исполнительной власти в Российской Федерации » Правительство РФ – высший орган исполнительной власти

Правительство РФ – высший орган исполнительной власти

Страница 2

Государственное управление как повседневный процесс взаимодействия государства с институтами гражданского общества, включая защиту национальной безопасности, борьбу с преступностью, социальную защиту населения, возлагается прежде всего на систему органов исполнительной власти, которым предписывается действовать в рамках конституционной законности и в контакте с другими ветвями государственной власти.

Конституция РФ устанавливает статус Правительства РФ как коллегиального органа, определяя его состав (ст. 110). Подчеркнута эта характеристика и в ст. 1 ФКЗ о Правительстве РФ, в которой записано, что Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации.

Г.В. Атаманчук, отмечая, что коллегиальность – один из важнейших атрибутов демократии, поскольку позволяет объединять знания, опыт и интересы разных людей для лучшего решения общественных проблем, указывает на следующие достоинства коллегиальности:

1) она создает определенное информационное поле, предоставляющее каждому члену коллегиального органа получать профессионально обработанную информацию;

2) создает социально-психологический климат, обеспечивающий сотрудничество и взаимопомощь между всеми участниками коллегиального органа;

3) позволяет методом «мозговой атаки» проводить поиск оптимальных решений;

4) способствует лучшему исполнению принятых решений, поскольку обеспечивает согласованность интересов членов коллегиального органа;

5) укрепляет авторитет соответствующего органа в обществе за счет солидарности его членов.

С позицией, высказанной Г.В. Атаманчуком, следует согласиться. Можно лишь добавить, что важное значение коллегиального разрешения вопросов на базе консенсуса членов Правительства подчеркивает статья 28 ФКЗ о Правительстве РФ. В этой статье определяется перечень вопросов, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства РФ.

Состав Правительства РФ предопределен Конституцией РФ (ст. 110): членами Правительства являются Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Таким образом, Конституция содержит закрытый перечень лиц, входящих в его состав. Руководитель иного, кроме федерального министерства, органа исполнительной власти может быть включен в состав Правительства РФ при условии установления для него статуса федерального министра. Например, в ФКЗ о Правительстве РФ такой статус установлен для руководителя Аппарата Правительства, в Федеральном законе «О федеральной службе безопасности» – для ФСБ России. Были случаи установления ранга федерального министра «без портфеля», т.е. в качестве лица, выполняющего конкретные государственные функции и полномочия, но не являющегося руководителем федерального органа исполнительной власти.

Ядро статуса Правительства РФ составляют его конкретные полномочия, которые определяются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», а также федеральными законами, регулирующими отдельные сферы общественных отношений.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Функции и структура Единого правового классификатора Республики Беларусь
Назначение ЕПК как средства систематизации определяет его функции. С использованием ЕПК осуществляется: упорядочение информационного массива по набору признаков, характеризующих их принадлежность к отраслям, подотраслям права и правовым институтам; индексирование правовых актов с использованием код ...

Движимое и недвижимое имущество
Деление вещей на движимые и недвижимые основывается на природе вещей и законодательно определена в ст.130 ГК РФ. К недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмер ...

Формы контроля за правительством Национального собрания Франции
Парламент Франции состоит из двух палат Национального собрания и Сената. Французский парламент применяет почти все известные формы контроля за деятельностью правительства; исключение составляет интерпелляция. Хотя ст. 156 регламента Национального собрания упоминает о ней, однако это право парламент ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru