Действующее трудовое законодательство устанавливает определенную процедуру приема на работу, заключения трудового договора, их документальное оформление.
В современных условиях работодатели подходят к вопросу оформления приема на работу различно, впадая порой в ту или иную крайность. В одном случае трудоустройство почти никак не оформляется и при этом забывается, что фактическое допущение к работе влечет за собой те же последствия, что и документально оформленный прием на работу. В другом случае от соискателя рабочего места требуются различные справки, анкеты, характеристики, рекомендации. Конечно, в каждом конкретном случае работодатель в своих интересах вправе установить перечень представляемых при приеме на работу документов.
Конституционное положение о том, что труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении договора, является основным принципом правового регулирования трудовых отношений. Этот принцип проявляется в различных статья ТК, в значительной мере в ст.64, посвященной гарантиями при заключении трудового договора. В соответствии с этой статьей запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Так, отказом признается любой отказ в заключении трудового договора, если он не основан на оценке деловых качеств лица, поступающего на работу.
Под деловыми качествами понимаются способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальной квалификации), личностных качеств работника (например, состояния здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности по данной отрасли). Кроме того, наряду с типовыми или типичными профессиональными квалификационными требованиями работодатель имеет право предъявлять к лицу, претендующему на заключение трудового договора, и дополнительные требования, необходимые для выполнения трудовых функций (например, владение одним или несколькими иностранными языками, навыки работы на компьютере).
В ст.64 ТК указано, что отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке. Такое обжалование допускается при отказе заключить трудовой договор по обстоятельствам, перечисленным в ст.64 ТК (запрещающей отказывать в заключение трудового договора женщинам по мотивам, связанными с беременностью или наличием детей, а работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, - в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы), и по иным обстоятельствам, связанных с оценкой деловых качеств работника. Суд, установив лишь факт отказа в заключении трудового договора по основаниям, предусмотренным ст.64 ТК, принимает решение о заключение трудового договора с работником. Если судом будет установлено, что отказ в приеме на работу по мотиву отсутствия у работника деловых качеств обоснован, требование работника о заключении с ним трудового договора не может быть удовлетворено.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004г. №2 было обращено внимание судов на то, что отказ работодателя в заключении трудового договора с лицом, имеющем работу, по мотиву отсутствия у него регистрации по месту жительства, пребывания или местонахождение является не законным. Такой отказ нарушает право граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, гарантированное Конституцией РФ (ч.1 ст.27), Законом РФ от 25 июня 1993г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также противоречит ч.2 ст.64 ТК, запрещающей ограничивать права или устанавливать какие-либо преимущества при заключении трудового договора по указанному основанию.
Гражданско-правовая ответственность государства.
Выступая субъектом имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, государство должно нести ответственность по своим обязательствам в случае их ненадлежащего исполнения. Законодательство РФ устанавливает два начала ответственности государства: Во-первых, Российская Федерация, ее субъекты ...
Лицензирование как метод контроля в государственном управлении
В целях упорядочения процесса рыночных отношений государство формирует соответствующее законодательство. Основным является Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности. В соответствии со статьей 2 даются определения следующим понятиям: - лице ...
Особенности предъявления для опознания
Суд вправе принять решение о производстве опознания лица или предмета на любой стадии судебного следствия по собственной инициативе или по ходатайству сторон. Для производства опознания суд выносит постановление или определение, в котором указываются: - основания, вызвавшие необходимость производст ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.