Юриспруденция » Конституционное регулирование прав и свобод человека и гражданина в Республике Казахстан » Национальные институты защиты прав человека в Казахстане

Национальные институты защиты прав человека в Казахстане

Страница 1

Комиссия по правам человека при Президенте Республики Казахстан - орган формирования государственной политики в области прав человека. 12 февраля 1994 года Указом Президента Республики Казахстан была создана Республиканская комиссия по правам человека - первая официальная правозащитная организация в качестве консультативно-совещательного органа, подотчетного и ответственного в своей деятельности перед главой государства. Формирование этого института демократии в Казахстане вписывается в общие схемы поступательного шествия идей демократии на постсоветском пространстве. Казахстанское общество пришло к пониманию, что уровень современного государства всецело связан с демократией, совершенствованием ее институтов - одной из главных тенденций мирового развития. Нет выше и важнее такого блага и ценности, как права и свободы человека, так как они выступают доминирующими началами и индикаторами демократии.

В силу того, что права человека носят универсальный характер, проникают во все сферы общественной и государственной жизни, наполнены философским, морально-этическим, экономическим, политическим и юридическим содержанием, они становятся мировоззренческим ориентиром, одним из ведущих идеологических векторов, способствующих продвижению Казахстана к прогрессу и цивилизации. В связи с этим реконструкция казахстанского общества и его государственности приводит к необходимости применения "человеческого измерения" ко всем общественно-экономическим преобразованиям в стране. Приходит понимание, что утверждение цивилизованного гражданского общества, правового государства, становится возможным и необратимым тогда, когда граждане Казахстана будут глубоко осознавать подлинное значение роли и функций своих прав, свобод и обязанностей, а государство, в свою очередь, - надлежаще гарантировать и обеспечивать их соблюдение и исполнение.

Вместе с тем решение проблем прав и свобод человека в республике происходит в определенных, специфических условиях, отражающих переходное состояние типичной евразийской страны, в которой особый менталитет, культура, образ жизни и хозяйственный уклад не приобрели еще своей определенности, фиксированного состояния и идентификации самой себя. Осознание казахстанским обществом своей евразийской сущности вызывает неотложную потребность в формировании соответствующих этой сущности мировоззрения и идеологии, отражающих большую определенность и целенаправленность деятельности в области прав и свобод человека.

Среди стран СНГ Казахстан с годичным отставанием последовал примеру России и создал свое национальное правозащитное учреждение в лице названной Комиссии при Президенте страны. Естественно, что, не имея собственного опыта и навыков, он перенял и применил все ценное и важное от северного соседа, тем самым создав орган, во многом схожий с российским.

Согласно Указу Президента Республики Казахстан, Республиканская комиссия по правам человека должна была осуществлять свои полномочия независимо от любых других государственных органов и должностных лиц во взаимодействии с общественными правозащитными организациями и средствами массовой информации. Основными задачами Комиссии являлись:

- содействие главе государства в выполнении им конституционной обязанности гаранта соблюдения прав и свобод человека;

- укрепление уважения и усиление гарантий соблюдения прав и свобод человека;

- выработка предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в области обеспечения и соблюдения прав и свобод человека;

- подготовка предложений по обеспечению Республикой Казахстан покровительства в отношении своих граждан, находящихся за пределами ее территории, защите их прав и свобод;

- развитие международного сотрудничества в области обеспечения прав и свобод человека, признаваемых международным правом и законодательством Казахстана.

Для реализации этих задач Комиссия наделялась компетенциями:

- рассматривать направленные Президенту или непосредственно ей обращения лиц и организаций о нарушениях прав и свобод человека;

- изучать направленные в ее адрес материалы, а также публикации средств массовой информации о фактах нарушения прав человека;

- по поручению Президента организовывать и осуществлять руководство расследованием случаев массового нарушения прав человека или отдельных фактов ущемления прав человека, представляющих особую общественную опасность;

- составлять специальные и ежегодные доклады о соблюдении прав человека с представлением их Президенту и по его поручению организовывать их опубликование в печати;

- информировать о положении дел в области прав человека Парламент, Правительство и высшие органы судебной власти республики;

- анализировать текущее законодательство и вносить предложения по приведению его в соответствие с международно-правовыми актами о правах и свободах человека, признанными Республикой Казахстан, участвовать в разработке проектов законодательных актов в этой области;

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Общие основания прекращения трудового договора
Основания прекращения трудового договора: · соглашение сторон (ст. 78); · истечение срока трудового договора (п. 2 ст. 58), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения; · расторжение трудового договора по инициативе рабо ...

Разграничение полномочий и взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления
Сегодня местное самоуправление признано равноправной с государственной и самостоятельной формой власти. Однако, по многим оценкам, мы, говоря о местном самоуправлении, все еще, как и прежде, имеем дело с государственной системой управления. С точки зрения реального социального функционирования мест ...

Становление следственного аппарата органов внутренних дел Российской Федерации
Следственный аппарат органов внутренних дел Российской Федерации в течение последнего десятилетия в своем развитии прошел три основных этапа: первый – с 1989 по 1994 гг., второй – с 1994 по 1997гг. и третий с 1997 по настоящее время. Анализируя эффективность мер, принятых на первом этапе, который х ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru