Комиссия по правам человека при Президенте Республики Казахстан - орган формирования государственной политики в области прав человека. 12 февраля 1994 года Указом Президента Республики Казахстан была создана Республиканская комиссия по правам человека - первая официальная правозащитная организация в качестве консультативно-совещательного органа, подотчетного и ответственного в своей деятельности перед главой государства. Формирование этого института демократии в Казахстане вписывается в общие схемы поступательного шествия идей демократии на постсоветском пространстве. Казахстанское общество пришло к пониманию, что уровень современного государства всецело связан с демократией, совершенствованием ее институтов - одной из главных тенденций мирового развития. Нет выше и важнее такого блага и ценности, как права и свободы человека, так как они выступают доминирующими началами и индикаторами демократии.
В силу того, что права человека носят универсальный характер, проникают во все сферы общественной и государственной жизни, наполнены философским, морально-этическим, экономическим, политическим и юридическим содержанием, они становятся мировоззренческим ориентиром, одним из ведущих идеологических векторов, способствующих продвижению Казахстана к прогрессу и цивилизации. В связи с этим реконструкция казахстанского общества и его государственности приводит к необходимости применения "человеческого измерения" ко всем общественно-экономическим преобразованиям в стране. Приходит понимание, что утверждение цивилизованного гражданского общества, правового государства, становится возможным и необратимым тогда, когда граждане Казахстана будут глубоко осознавать подлинное значение роли и функций своих прав, свобод и обязанностей, а государство, в свою очередь, - надлежаще гарантировать и обеспечивать их соблюдение и исполнение.
Вместе с тем решение проблем прав и свобод человека в республике происходит в определенных, специфических условиях, отражающих переходное состояние типичной евразийской страны, в которой особый менталитет, культура, образ жизни и хозяйственный уклад не приобрели еще своей определенности, фиксированного состояния и идентификации самой себя. Осознание казахстанским обществом своей евразийской сущности вызывает неотложную потребность в формировании соответствующих этой сущности мировоззрения и идеологии, отражающих большую определенность и целенаправленность деятельности в области прав и свобод человека.
Среди стран СНГ Казахстан с годичным отставанием последовал примеру России и создал свое национальное правозащитное учреждение в лице названной Комиссии при Президенте страны. Естественно, что, не имея собственного опыта и навыков, он перенял и применил все ценное и важное от северного соседа, тем самым создав орган, во многом схожий с российским.
Согласно Указу Президента Республики Казахстан, Республиканская комиссия по правам человека должна была осуществлять свои полномочия независимо от любых других государственных органов и должностных лиц во взаимодействии с общественными правозащитными организациями и средствами массовой информации. Основными задачами Комиссии являлись:
- содействие главе государства в выполнении им конституционной обязанности гаранта соблюдения прав и свобод человека;
- укрепление уважения и усиление гарантий соблюдения прав и свобод человека;
- выработка предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в области обеспечения и соблюдения прав и свобод человека;
- подготовка предложений по обеспечению Республикой Казахстан покровительства в отношении своих граждан, находящихся за пределами ее территории, защите их прав и свобод;
- развитие международного сотрудничества в области обеспечения прав и свобод человека, признаваемых международным правом и законодательством Казахстана.
Для реализации этих задач Комиссия наделялась компетенциями:
- рассматривать направленные Президенту или непосредственно ей обращения лиц и организаций о нарушениях прав и свобод человека;
- изучать направленные в ее адрес материалы, а также публикации средств массовой информации о фактах нарушения прав человека;
- по поручению Президента организовывать и осуществлять руководство расследованием случаев массового нарушения прав человека или отдельных фактов ущемления прав человека, представляющих особую общественную опасность;
- составлять специальные и ежегодные доклады о соблюдении прав человека с представлением их Президенту и по его поручению организовывать их опубликование в печати;
- информировать о положении дел в области прав человека Парламент, Правительство и высшие органы судебной власти республики;
- анализировать текущее законодательство и вносить предложения по приведению его в соответствие с международно-правовыми актами о правах и свободах человека, признанными Республикой Казахстан, участвовать в разработке проектов законодательных актов в этой области;
Факторы и мотивы преступного поведения
Преступное поведение возникает при действии негативных личностных и социальных факторов, а также психических аномалий. Мотивы преступного поведения обладают определенной спецификой. Она проявляется в следующем: антисоциальности мотивов, большей частью проявляющаяся в узколичностных побуждениях дейс ...
Применение общих начал назначения наказания при совокупности преступлений
В соответствии со ст. 37 УК РСФСР и аналогично ст. 60 проекта Уголовного кодекса РФ, 1990 года, при назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного и обстоятельства дела, смягчающие и отягчающие ответственность. Как видно из ...
Понятие и способы толкования права
Толкование права – это сложная познавательная деятельность субъектов (органов государства, должностных лиц, общественных организаций, граждан, специалистов-практиков, ученых и др.), направленная на надлежащее уяснение содержания норм и их разъяснение. Цель толкования – правильное, точное и единообр ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.