Юриспруденция » Функции государства » Внешние функции Российского государства

Внешние функции Российского государства

Страница 3

Представляется, что в отношении теоретического понимания функций государства также требуется определенная унификация используемой научной терминологии. На наш взгляд, более точно определять формы осуществления функций государства в качестве системы средств и способов, применяемых государством в ходе реализации им своих органических и конституционно закрепляемых функций. При этом указанные средства и способы являются неотъемлемым важным элементом структуры функций государства наряду с самой деятельностью. Подобный шаг не свидетельствует об отрицании имеющейся традиционной концепции форм осуществления функций государства, но лишь направлен на ее уточнение и развитие. Определять же форму какого-либо явления через его содержание методологически неточно. Диалектика категориальной пары "содержание - форма" в таком случае сводится к их отождествлению. Понятие "форма осуществления функций государства" призвано отражать внутреннюю организацию той или иной функции государства, порядок совершения определенных действий и операций, а также используемые при этом государственными органами средства и способы. При этом не следует сложную форму осуществления функций государства сводить лишь к какому-либо одному средству. В подобном качестве не могут выступать взятые по отдельности идеология, материально-техническое обеспечение, организация переговоров, консультаций и т. д. Сложность и системный характер самих функций государства обусловливает и системность форм их осуществления. С учетом изложенного можно предложить следующее видение проблемы соотношения понятий "форма осуществления функций государства", "способ реализации функций государства", "средство реализации функций государства" и "структура функции государства". Способ осуществления функций государства представляет собой единый комплекс взаимосвязанных средств, используемых государством при осуществлении властной деятельности. А форма осуществления функций государства, в свою очередь, есть система способов и методов государственной деятельности. Для каждой отдельно взятой функции государства характерна своя особая форма реализации, которая представляет собой неповторимую комбинацию способов и средств осуществления деятельности государственной власти именно в данном направлении. Специфика формы реализации функции государства преимущественно детерминирована объектом (сферой общественных отношений), на который направлено государственно-властное воздействие [22].

В этой связи заслуживает внимания вопрос о соотношении форм осуществления государственной власти и форм реализации функций государства, который поднимает Е.Е. Тонков. Однако ответа на него автор так и не дает. Безусловно, понятия "государство" и "государственная власть" не тождественны, но близки по своей смысловой нагрузке. На наш взгляд, термин "формы осуществления государственной власти" предпочтительнее использовать при характеристике разделения власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную. В случае же с анализом функций самого государства надлежит использовать понятие "формы реализации функций государства".

Таким образом, форма осуществления внешней функции государства есть неотъемлемый элемент ее структуры, характеризующий организацию содержания деятельности государства на международной арене и представляющий собой комплексное единство методов, способов и средств реализации государственной деятельности во внешних сношениях. Проанализировав общие аспекты форм осуществления функций государства, необходимо обратиться к вопросу о специфике процесса реализации именно внешних направлений деятельности государственного аппарата. У внешних функций государства в составе объекта воздействия наличествуют особые субъекты внешнеполитических отношений - иностранные государства-партнеры и их официальные представители. Это, в свою очередь, требует соответствующих специальных средств и способов реализации внешних функций государства. К числу последних можно отнести: заключение и исполнение двусторонних и многосторонних международных договоров; создание и обеспечение деятельности надгосударственных органов управления (совместных правительств, комиссий и т. д.); проведение совместных консультаций по наиболее важным вопросам сотрудничества; обеспечение надлежащего процесса унификации законодательства; участие официальных представителей Российского государства в международных саммитах, конференциях; ратификация подписанных ранее международных договоров; участие (членство) в международных организациях и т. д. При этом особое значение в процессе реализации внешних функций государства имеет договор и международное право в целом, включающее в себя и общепризнанные нормы и принципы. Все способы внешнеполитической деятельности можно поделить на договорные и внедоговорные. Наиболее продуктивным и часто используемым на международной арене является все же договор. Односторонние действия государств в мировой практике, как правило, вызывают осуждение и ответную негативную реакцию со стороны других государств - участников международного взаимодействия. Однако в сложных условиях прямой конфронтации современные государства прибегают и к иным внедоговорным способам воздействия, включая различного рода санкции и ведение военных действий. Баланс средств в форме осуществления внешних функций государства зависит от целого ряда факторов: международной политической обстановки; уровня социально-экономического развития государства; геополитических условий и др.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru