Юриспруденция » Функции государства » Внешние функции Российского государства

Внешние функции Российского государства

Страница 2

Необходимо указать еще на одно противоречие между понятием правоохранительной формы осуществления функций государства и выделением в теории такой внутренней функции государства, как функция защиты прав и свобод граждан и охраны правопорядка. Опять возникает вопрос: правоохранительная деятельность государства есть отдельная функция или все же это общая форма осуществления всех функций государства? Системный характер деятельности всего сложного механизма государства предопределяет тесную взаимосвязь ее отдельных направлений. Все внутренние и внешние функции современного государства находятся во взаимной связи, реализуются совместно, взаимно дополняют и обеспечивают друг друга. Выделение из системной деятельности государства отдельных частей, из которых одни играют роль функций, а другие выступают в качестве форм их осуществления, весьма проблематично. Ряд трудностей вызывает и выделение такой организационной формы, как идеологическая деятельность государства. Весьма точно всю сложность ситуации отражает следующее утверждение: "Идеологическая работа в одних случаях выступает как элемент содержания (например, в культурно-воспитательной функции), в других - как элемент формы или метода осуществления функций (например, хозяйственно-организаторской; охраны социалистического порядка, социалистической собственности, прав и свобод граждан; борьбы за мир, за мирное сосуществование; помощи развивающимся государствам и народам, освободившимся от колониальной зависимости и ведущим борьбу против империализма)". Здесь справедливо обращается внимание на то, что идеология является инструментом реализации всех направлений деятельности государства, в этом смысле речь идет о его конституционно отражаемой функции. Однако то, что является формой, не может быть одновременно и содержанием одного и того же явления. В данном случае идеологию, работу с ней следует рассматривать как средство, входящее в структуру той или иной функции государства, наряду с основным деятельностным содержанием.

В литературе высказан еще один весьма веский аргумент против традиционной концепции понимания форм осуществления функций государства. Критики не без оснований указывают, что организационная, фактическая деятельность, если она связана с осуществлением властных полномочий, не может не принимать юридических форм. При этом чисто организационная деятельность в действительности является содержанием правовой и не является самостоятельной формой осуществления функций государства. Признание за государством возможности действовать вне рамок закона противоречит идее правового государства, режиму: "Чиновнику разрешено лишь то, что прямо предусмотрено законом". Выделение внеправовых форм деятельности государства в теории будет справедливым в отношении недемократических государств, которые значительную часть своей деятельности осуществляют, не прибегая к праву, опираясь на внутрипартийные инструкции и иные негласные организационные нормы. Для советской юридической науки обозначение наряду с правовыми организационных форм осуществления функций государства было обусловлено политическим режимом и единой государственной идеологией. В современных условиях такой теоретический шаг вряд ли отвечает демократическим установкам, обозначенным в нормах Конституции Российской Федерации [24].

Сохраняя преемственность в развитии научного знания, современные исследователи, как правило, не пересматривают основополагающие идеи по вопросу форм осуществления функций государства. Однако некоторые приводимые уточнения заслуживают внимания. Так, М.А. Бухтерева дает определение форм осуществления функций государства не через понятие деятельности, а посредством указания на способы таковой: "Формы реализации функций государства можно определить как способы его практической деятельности, направленной на претворение в жизнь целей государства и разрешение стоящих перед ним задач". Указание на способы деятельности в дефиниции форм осуществления функций государства, на наш взгляд, следует признать продуктивным, ибо позволяет провести более четкую грань с категорией "функция государства".

Исходя из общенаучного и философского значения категории "форма", в юриспруденции ее используют либо для отражения внутренней структуры того или иного явления, либо для изучения внешнего способа выражения, закрепления определенного феномена. К примеру, под формой права традиционно понимают:

1) внутреннюю структуру права;

2) способы внешнего выражения, закрепления норм права на материальных носителях. Форма государства трактуется как единство трех составляющих: способа организации высших органов государственной власти и их взаимодействия; внутреннего территориального устройства государства; доминирующего способа взаимодействия государства с населением.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г
Причиной создания Конвенции послужила тяжелая авария танкера «Еххоn Va1dez» у берегов Аляски в марте 1989 г. Ее политические последствия были таковы, что на заседании «семерки», состоявшемся в Париже в июле того же года, была принята Декларация по защите окружающей среды, среди положений которой со ...

Основные требования, предъявляемые к субъектам права
Для того чтобы стать субъектом права и быть участником (стороной) тех или иных правоотношений, лицо или организация должны отвечать определенным, законодательно закрепленным требованиям. Наиболее важными из них, ключевыми требованиями являются требования обладания лицом или организацией правоспособ ...

Понятие конституционно-правовых отношений
Конституционно-правовыми отношениями являются те общественные отношения, которые урегулированы нормами конституционного права. В качестве примера возьмем отношения между Правительством и Президентом РФ, которые регулируются многими нормами Конституции РФ. Одна из таких норм сформулирована в ст.117 ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru