В законе содержится принципиально новое и важное требование к кандидатуре третейского судьи – наличие юридического (и не просто юридического, а исключительно высшего) образования. Таким образом, в соответствии с действующим законодательном, третейский судья, рассматривающий дело единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального рассмотрения дела подобное требование в обязательном порядке распространяется на председателя состава третейского суда.
В законе так же установлена потенциальная возможность закрепления в правилах постоянно действующего третейского суда либо согласования сторонами спорного правоотношения дополнительных требований к кандидатуре третейского судьи. Необходимо учитывать, что дополнительные требования могут касаться исключительно профессиональной квалификации претендента (стаж работы по специальности, наличие ученых званий, повышение квалификации по профессии и т.п.), а не его национальной принадлежности, вероисповедания, пола и др.
Если стороны спорного правоотношения согласовали какие-либо дополнительные требования относительно квалификации третейского судьи, они в обязательном порядке должны подобную договоренность зафиксировать письменно (в соглашении о передаче спора в третейский суд, либо в ином документе) и впоследствии включить в материалы дела.
Третейским судьей не может быть физическое лицо, не обладающее полной дееспособностью либо состоящее под опекой или попечительством.
Третейским судьей не может быть физическое лицо, полномочия которого в качестве судьи суда общей юрисдикции или арбитражного суда, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого работника правоохранительных органов были прекращены в установленном законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью.
В настоящее время подобные ограничения, в частности, законодательно закреплены в отношении лиц, имеющих должностной статус:
– судей Конституционного Суда РФ (ч. 1 ст. 11 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»);
– судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов (ч. 3 ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»);
– мировых судей (ч. 2 ст. 5 ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»);
– прокурорских работников (ч. 5 ст. 4 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»);
– сотрудников милиции (ч. 8 ст. 20 Закона РФ «О милиции»);
– лиц начальствующего состава и служащих федеральной фельдъегерской связи (ч. 5 ст. 9 ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи»);
– адвокатов (ч. 1 ст. 2 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»);
– нотариусов (ст. 6 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»);
– председателя Экономического суда СНГ, его заместителей и судей (п. 8 Положения об экономическом суде Содружества Независимых Государств / Соглашение Стран СНГ от 06.07.1992 г. «О статусе Экономического суда Содружества Независимых Государств»).
ФЗ «О третейских судьях» нормативно закреплено, число третейских судей образующих состав третейского суда для разрешения спорного правоотношения, а также процедура решения вопроса о конкретной их численности.
По общему правилу избираются три третейских судьи. Однако, стороны могут договориться и об иной их численности, главное, чтобы число третейских судей в результате оставалось нечетным.
Законодатель регламентирует процедуру определения численности состава третейского суда в постоянно действующем третейском суде для разрешения спорного правоотношения. В соответствии с данной нормой состав постоянно действующего третейского суда для разрешения спорного правоотношения равняется трем избранным сторонами (либо назначенным председателем постоянно действующего третейского суда) третейским судьям. Однако в соответствии с Правилами постоянно действующего третейского суда численный состав третейского суда может быть и иным. Стороны спорного правоотношения могут достигнуть договоренности и об иной нечетной численности состава третейского суда. В случае назначения одного из третейских судей, двух третейских судей или всего состава третейского суда председатель постоянно действующего третейского суда при формировании состава третейского суда для разрешения спорного правоотношения должен исходить из нормативного требования о том, что состав третейского суда должен равняться трем третейским судьям.
Понятие и виды некоммерческих организаций
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческая организация может быть создана в различных организационно-правовых формах. Конкретный выбор формы зави ...
Проблемы защиты конституционных прав и свобод человек и гражданина
Конституция Республики Казахстан провозгласила приоритет прав человека. Права человека определены как главные ценности гражданского общества и правового государства. Казахстан нуждается в обновлении, утверждении философии свободного духа, то есть в реализации идеи о более справедливом, демократичес ...
Проведение госконтроля ООО "Ариан"
Общая характеристика предприятия. Адрес: Мурманск, ул. Лобова д. 44. Часы работы: круглосуточно. Общая занятость. 11 человек. Общая площадь. 59 м кв. За время прохождения мною практики на предприятии ООО "Ариан" проводилось мероприятие по контролю. Мероприятие по контролю проводилось на о ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.