Сущность каждого конкретного государства, его природа и социальное назначение проявляется в его функциях. Функциями государства являются основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы, и какие вопросы они преимущественно решают. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи.
Понятие функций государства не следует отождествлять с такими понятиями, как цели и задачи государства. Целью любого государства является то, к чему стремится общество, его задачи есть средства достижения цели, функции же – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Отсюда вывод – цели и задачи государства определяют его функции.
В разные периоды главенствующее значение приобретают разные цели и задачи государства, а, отсюда, и различные его функции. На одних этапах развития общества центр тяжести переносится в социальную сферу, поэтому в деятельности государства ключевое место занимает социальная функция; на других приоритетным является развитие экономики, тогда повышенное внимание уделяется экономическому развитию и регулированию и т.д.
Функции государства не следует отождествлять с функциями отдельных его органов. В отличие от функций государственных органов, каждый из которых специально создан для выполнения определенного вида функций, функции государства охватывают его деятельность в целом, в них реализуются социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности.
В современной науке существуют различные основания к классификации функций государства. Классификация функций государства приведена ниже в таблице 1.
Таблица 1
Одним из оснований для классификации функции государства, как можно увидеть из приведенной таблицы, является значение, исходя из которого функции государства принято делить на основные и неосновные. Такое деление весьма условно. Это связано с тем, что критерий такого разграничения четко не определен. Каждая функция государства является объективно необходимой для данного государства. Все виды деятельности государства равно важны, однако это не исключает возможности определения на разных этапах приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в первую очередь. Именно эти направления в какие-то конкретные промежутки времени становятся для государства основными.
Еще одним основанием для деления функций государства является деление применительно к сфере осуществления. Согласно этому критерию различают внутренние и внешние функции. Именно на них я остановлюсь немного подробнее.
К внутренним функциям государства относятся основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от формы правления или государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. Помимо этого, в настоящее время важнейшей задачей всех государств является охрана окружающей среды.
Итак, к основным внутренним функциям государства относятся:
1. Экономическая функция, которая выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме. В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость, как производителей, так и потребителей социальных благ.
Экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот в отношении некоторых субъектов хозяйственной жизни, строительстве инфраструктуры (дорог, транспортных, энергетических, информационных и других систем), государство должно создать правовые основы рынка, т. е. как бы разработать «правила игры» для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др. Экономическая функция государства, таким образом, в основном заключается в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях, но ни в коем случае не в создании распределительных или запретительных механизмов.
Кроме того, в любом современном государстве существует также государственный сектор экономики (государственные предприятия, учреждения, заведения), где само государство выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг, и, соответственно, непосредственно руководит хозяйственной деятельностью таких предприятий. Методы его влияния на экономические отношения, складывающиеся в этом секторе экономики, принципиально не отличаются от общих методов государственного регулирования экономических процессов в стране.
Нормативно-правовые основы управления заказом для
государственных и муниципальных нужд
Система государственных и муниципальных закупок зарекомендовала себя как инструмент, позволяющий обеспечивать выполнение органами государственной власти и местного самоуправления своих функций во взаимодействии с предпринимательством. Рынок государственных и муниципальных закупок постоянно развивае ...
Особо квалифицированные виды изнасилования
Изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей Для вменения виновному п. «а» ч.3 ст.131 УК РФ необходимо установить, что смерть потерпевшей являлась результатом именно насильственного полового сношения с нею, то есть что между изнасилованием и смертью потерпевшей имеется причинная св ...
Природа и сущность муниципальной собственности
В отечественной экономической науке «муниципальная собственность» является относительно новой категорией. В условиях монополии государственной собственности она исследовалась лишь в историческом контексте. Признание Конституцией РФ (1993 г., ст. 8, ч. 2) муниципальной собственности в качестве одной ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.