Юриспруденция » Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества » Формы происхождения государства. пути развития государственности

Формы происхождения государства. пути развития государственности

Страница 1

Разложение первобытного общества с его родовой организацией и становление государственной власти в различных исторических условиях имели свои специфические особенности. Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями.

В общей теории государства и права выделяются два пути возникновения государства – восточный и европейский. Оба пути существенно отличаются друг от друга и имеют свою тенденцию к развитию. Так, например, несмотря на раннее возникновение восточных государств, "локомотивом истории" стали европейские государства.

Самые древние государства возникли около 5 тыс. лет назад именно на Востоке в долинах крупных рек, таких как Нил, Тигр и Евфрат, Инд, Ганг, Янцзы, т.е. в зонах поливного земледелия, которое позволяло за счёт повышения урожайности резко (в десятки раз) повысить производительность труда. Именно там впервые были созданы условия для возникновения государственности: появилась материальная возможность содержать ничего не производящий, но необходимый для успешного развития общества аппарат управления. Поливное земледелие требовало огромных по объёму работ – устроительства каналов, дамб, водоподъёмников и других ирригационных сооружений, поддержания их в рабочем состоянии, расширения ирригационной сети и т.п. Всё это определяло, прежде всего, необходимость объединения общин под единым началом, необходимость централизованного управления, поскольку объём общественных работ существенно превышал возможности отдельных родоплеменных образований. Однако при этом сохранились и сельскохозяйственные общины и, соответственно, общественная форма собственности на основное средство производства – землю.

В рамках общины основным назначением власти становится управление особыми резервными фондами, в которых концентрировалась большая часть общественного избыточного продукта. Это привело к выделению внутри общины особой группы должностных лиц, выполняющих функции общинных администраторов, казначеев, контролеров и т.п. Нередко административные функции совмещались с культовыми, что придавало им особый авторитет. Извлекая из своего положения ряд выгод и преимуществ, общинные администраторы оказывались заинтересованными в закреплении за собой этого статуса, стремились сделать свои должности наследственными. В той мере, в какой им это удавалось, общинное "чиновничество" постепенно превращалось в привилегированную замкнутую социальную прослойку – важнейший элемент складывающегося аппарата государственной власти. Следовательно, одной из главных предпосылок как государствообразования, так и образования классов по восточному типу было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функциями.

Постепенно осуществлявшая эти функции родоплеменная знать превратилась в обособленную социальную группу (класс, сословие, касту), которая всё более отделялась от остальных членов общества, приобрела собственные (не совпадающие с обществом) интересы. Административно-государственные структуры, появление которых жёстко обусловливалось экономической необходимостью, складываются прежде, чем возникает частная собственность (главным образом на землю). На протяжении веков деспотическое государство не только было орудием классового господства, но и само служило источником классообразования, возникновения различных привилегированных групп и слоёв. На Востоке узурпировались не сами средства производства, а управление ими.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Порядок организации работы обменных пунктов
2.1. Обменный пункт должен быть оборудован стендом, находящимся в доступном для обозрения физическими лицами месте и содержащим следующую информацию и документы: 2.1.1. Наименование, местонахождение (почтовый адрес) и телефон уполномоченного банка (филиала уполномоченного банка), открывшего обменны ...

Вступление в силу
Заключительная стадия законодательного процесса — санкционирование, промульгация и опубликование (обнародование) принятого закона. Назначение этой стадии состоит в доведении до сведения населения информации о содержании принятого закона. В парламентарных федеративных государствах Западной Европы яв ...

Публичный сервитут
В отличие от частного публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативно-правовым актом Российской Федерации, нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативно-правовым актом органа местного самоуправления, если это необходимо для обеспечения интересов государства, мес ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru