Юриспруденция » Субъекты конституционно-правовых отношений » Виды субъектов конституционно-правовых отношений, их характеристика

Виды субъектов конституционно-правовых отношений, их характеристика

Страница 1

Итак, начнём с того, что дадим определение субъектам конституционно-правовых отношений. Субъекты конституционно-правовых отношений - это лица, либо органы, либо общественные формирования, между которыми возникают данные правоотношения. Это, иначе говоря, стороны, между которыми эти отношения происходят. В отличие от других отраслей права, скажем, от гражданского права, конституционно-правовые отношения никогда не могут возникнуть между двумя гражданами или, иначе говоря, физическими лицами. Наиболее характерной чертой конституционного права является то обстоятельство, что практически всегда одним из субъектов выступает государство. То есть, всегда одним из субъектов выступает государство в виде какого-либо органа или должностного лица. Именно поэтому конституционное право может именоваться и очень часто называется государственным правом.

Субъектами конституционного права являются возможные участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и компетенцией, в силу чего они приобретают основания реализовывать в конституционно-правовых отношениях свои возможности.

Рассмотрим основные группы (виды) субъектов конституционно-правовых отношений и дадим их характеристику:

1) Многонациональный народ Российской Федерации, нации, этнические общности (народности).

Исключительность статуса народа как субъекта конституционно-правовых отношений объясняется во многом тем, что он является носителем суверенитета и единственным источником власти в России. В качестве примера можно рассмотреть ч.1 ст.3 Конституции РФ, в данной статье говорится о том, что “Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ”.

К исключительному ведению народа могут относиться такие его права как: Права образовывать представительные органы государственной власти, участвовать в выборах Президента РФ, выражать свою волю путём референдума и т.д.

Что касается наций то нации, этнические общности могут вступать в конституционно-правовые отношения, как между собой, так и с органом государственной власти по поводу национальной государственности, по иным вопросам, затрагивающим их интересы.

Подводя итог всему выше сказанному, важно отметить и сказать, что народ и нация, являясь одними из главных субъектов конституционно-правовых отношений, обладают суверенитетом (независимостью), что лишний раз подчёркивает их право на осуществление участия в управлении делами государства и на связь и взаимодействие с государством и его органами в целом. В этом и заключается специфичность народа и нации как субъекта конституционно-правовых отношений.

2) Государство - Российская Федерация; субъекты в составе Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа).

Государству принадлежит особая роль в управлении общественными отношениями регулируемых нормами конституционного права. Государство выступает в качестве регулятора общественных отношений и это выражается, прежде всего, как осуществление правотворческой власти. В качестве примера можно рассмотреть ч.2 ст. 19 Конституции РФ, где говорится, что “Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности”. Именно, главенствующее положение государства, дающее ему возможность выступать в качестве регулятора общественных отношений, лишний раз подчёркивает специфичность государства как субъекта конституционно-правовых отношений.

3) Административно-территориальные единицы (районы, города, районы в городах, поселки).

Административно-территориальная единица, это не только географическое, но и политическое образование, основу которого составляет население. Именно население, формируя органы местного самоуправления, придает административно-территориальной единице черты политического образования, выступающего в качестве субъекта права. Своеобразным субъектом права выступают избирательные округа. Через них реализуется право избирателей представительствовать в органах государственной власти.

4) Органы государственной власти и местного самоуправления. В Российской Федерации ими являются: Федеральное Собрание, Правительство, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Городская Дума, местная администрация и др.

Конституционные нормы разграничивают сферы полномочий и компетенцию между различными органами власти. Обладая правом на осуществление государственной власти и местного самоуправления, они наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами (издания законов, контроль за деятельностью других органов, исполнения законов и т.д.). Перечисленные субъекты выступают в данных отношениях как носители властных полномочий либо как подчиненные субъекты, а иногда как равноправные участники договорных отношений. Именно, данная возможность перечисленных субъектов выступать в разных образах при осуществлении своей деятельности подчёркивает их уникальность и специфичность как субъектов конституционно-правовых отношений.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Последствия совершения сделки в отношении имущества, распоряжение которым запрещено или ограничено
Специальная норма касается сделок по распоряжению имуществом, распоряжение которым запрещено или ограничено. Сделка, совершенная с нарушением запрета на распоряжение имуществом (к примеру, в обход ареста, наложенного на имущество), не препятствует лицу, в интересах которого наложен запрет, в реализ ...

Сравнительная характеристика суда присяжных Российской Империи и суда присяжных Российской Федерации
Условия деятельности суда присяжных в императорской России и в Российской Федерации несопоставимы. Например, вопрос об участии женщин в суде присяжных в ходе подготовки судебной реформы 1864 года даже не обсуждался. Этот вопрос возник только в 1917 году перед Временным правительством, но и тогда не ...

Оценка эффективности моделей реформирования
Перечисленные примеры реформ в западных странах оцениваются в литературе неоднозначно. Эксперты указывают основные проблемы, которые выявились в ходе проведения реформ государственного управления и для которых необходимо найти эффективные способы решения. Существует влиятельное направление в западн ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru