Юриспруденция » Условия и порядок усыновления ребенка » Условия усыновления ребенка

Условия усыновления ребенка

Страница 4

Согласно ч.3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» также закрепляет эту норму. Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Из данной статьи во взаимосвязи со статьей 17 (часть 2) и другими статьями Конституции Российской Федерации, касающимися прав и свобод человека и гражданина, следует, что речь идет о случаях, устанавливаемых лишь применительно к таким правам и обязанностям, которые являются правами и обязанностями именно гражданина Российской Федерации, т. е. возникают и осуществляются в силу особой связи между государством и его гражданами.

При этом иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляется право в судебном порядке решать вопросы усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации, без согласия родителей, но только в случаях, когда последние неизвестны или судебными решениями признаны безвестно отсутствующими, недееспособными либо лишены родительских прав.

Кроме того, следует учесть, что согласно статьям 20 и 21 Конвенции о правах ребенка государства, признающие и допускающие систему усыновления, устанавливают порядок рассмотрения возникающих в связи с этим дел своими национальными законами.

Суд, таким образом, обязан удостовериться в том, что получение согласия от родителей на усыновление их ребенка, являющегося важнейшим конституционным правом, либо объективно невозможно, либо нецелесообразно в силу их небезупречного поведения.

Следовательно, все без исключения граждане (Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства) обязаны получить согласие от родителей на усыновление их ребенка в силу действующего законодательства; освободить от получения данного согласия вправе лишь суд общей юрисдикции, в случаях установленных законом.

Новая редакция ст. 165 СК РФ исключила возможность для судов устанавливать неуважительность причин не проживания в течение шести месяцев российских родителей с ребенком при усыновлении иностранными гражданами ребенка российских родителей и, тем самым, освобождать усыновителей от обязанности испрашивать согласие родителей на усыновление их ребенка, но не запретила иностранным гражданам усыновлять российских детей. То обстоятельство, что возможность установления судом общей юрисдикции уважительности причин отсутствия родителей осталась в отношении российских граждан, не означает, что российские граждане наделены какими-либо льготами и преимуществами в сравнении с гражданами иностранными, поскольку как те, так и другие не лишаются своего права на усыновление, оно не умаляется и никак не ограничивается.

В качестве второго условия законодатель предусматривается согласие лиц, заменяющих родителей в установленном законом порядке (ст. 131). Ими являются опекуны (попечители), приемные родители и руководители учреждений (воспитательных, лечебных, социальной защиты и т. п.). Согласие указанных лиц дается в письменной форме. Однако правовая природа данного согласия, в отличие от согласия естественных родителей, не носит характера родительского права. Это связано в первую очередь с тем, что правовой статус лиц хотя и приближается к статусу родителя, но не полностью с ним совпадает. Опекуны и другие лица, конечно, заботятся о ребенке и воспитывают его, не приобретая прав и обязанностей родителей, основанных на кровнородственном происхождении. Опекуны и другие лица, указанные в ст. 131 СК РФ, на время заменяют родителей ребенка в семейных и гражданских правоотношениях, но родителями от этого не становятся ни юридически, ни фактически. Их согласие на установление усыновления в некоторых случаях имеет субсидиарный характер по отношению к родительскому согласию и не заменяет его и, кроме того, вообще является условным, поскольку суд при установлении усыновления вправе не придавать ему правового значения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по теме:

Понятие государственной службы
Государственная служба - практическое и профессиональное участие в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения обязанностей и полномочий по государственной должности, определенной в конкретном государственном органе. Федеральный закон от 27 мая 2004 г. № 58-ФЗ «О системе госуда ...

Принятие и утверждение закона
Важной стадией законодательного процесса является принятие и утверждение закона. В юридической литературе иногда данную стадию рассматривают как две относительно самостоятельных стадии. Первая из них связана с принятием, вторая - с утверждением закона. Принятие закона происходит в высшем законодате ...

Уголовный закон как основной источник уголовного права: понятие и структура
Основным и единственным источником права в большинстве государств континентальной правовой системы (в том числе Российской Федерации) является уголовный закон , как правило, кодифицированный (уголовный кодекс). Выделяют узко кодифицированное законодательство (все законы, устанавливающие уголовную о ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru