Юриспруденция » Появление и развитие концепций юридического образования » Юридическое образование

Юридическое образование

Страница 1

Впервые в России пытались учить юриспруденции в Университете при созданной в 1725 г. в новой столице государства Петербурге по плану Петра I Академии наук и художеств. Это был неудачный опыт. Юридический факультет начал работать и в Московском университете, открытом в 1755 г., но до первой четверти XIX в. из зачаточного состояния так и не вышел. О Московском университете отрицательно отзывался А.С. Пушкин, может быть потому, что сам закончил в 1817 г. Царскосельский лицей. С 1811 г. кроме этого лицея, юридическое образование можно было получить в Ярославле в Демидовском лицее. Хотя в 1804 г. было открыто еще два университета (в Казани и в Харькове), а в 1819 г. - Петербургский университет, положение с юридическим образованием не изменилось. Сильно помешали война 1812 г., а потом события, порожденные декабрем 1825 г., которые обескровили и парализовали просвещенные слои общества. В 1835 г. был принят новый Университетский Устав, вступил в действие Свод законов Российской Империи, в Петербурге было открыто Училище правоведения, приступили к работе первые русские профессора права, которых по программе М.А. Балугьянского и М.М.Сперанского обучили сначала при Комиссии по составлению свода законов, а затем в немецких университетах. Таких было чуть больше десяти человек. Все это вместе взятое обеспечило реальные возможности готовить русских юристов не на словах, а на деле, и юридическое образование в нашей стране вступило в этап своего становления, который завершился к началу 70-х годов XIX века.

Русское юридическое образование достигло зрелого состояния благодаря крестьянской, судебной и полицейской реформам 1861-1864 гг., вступления в силу Университетского и Гимназического уставов 1863-1864 гг., появления отечественной юридической науки. К Царскосельскому и Демидовскому добавился еще и Лицей имени цесаревича Николая (Катковский), открытый в 1869 г. Стали выше цениться дипломы, выдававшиеся в Военно-юридической академии (с 1867 г.) и Военно-юридическом училище (с 1869 г.). Открылись юридические факультеты в Новороссийском (в Одессе с 1865 г.) и Томском (с 1898 г.) университетах. По «Общему Уставу Императорских Российских Университетов» (параграфы 85 и 86) в студенты университета принимались молодые люди, достигшие 17-летнего возраста и успешно окончившие гимназический курс или представившие документы об образовании, соответствующем гимназическому. В «Уставе гимназий и прогимназий» (параграф 39) перечислялись следующие предметы, составлявшие учебный курс классической гимназии: Закон Божий; русский язык с церковнославянским и словесность; латинский язык; греческий язык; математика; физика; космография; история; география; естественная история; немецкий язык; французский язык; чистописание, рисование и черчение.

На юридическом факультете по Университетскому Уставу (параграф 15) полагалось иметь тринадцать кафедр «при 13 профессорах и 6 доцентах». Здесь названы следующие кафедры: 1.Энциклопедия права: а) энциклопедия юридических и политических наук, б) история философии права; 2. История важнейших иностранных законодательств древних и новых; 3. История русского права; 4.История славянских законодательств; 5.Римское право: а) история римского права, б)догматика римского гражданского права, в)византийское право; 6. Государственное право: а)теория государства и права, б)государственное право важнейших иностранных государств, в) русское государственное право; 7.Гражданское право и гражданское судоустройство и судопроизводство; 8.Уголовное право и уголовное судоустройство и судопроизводство; 9.Полицейское право: а) учение о безопасности (законы благочиния), б)учение о благосостоянии (законы благоустройства); 10. Финансовое право: а) теория финансов, б) русское финансовое право; 11.Международное право; 12. Политическая экономия и статистика; 13. Церковное законоведение.

На усвоение учебного плана отводилось четыре года (8 семестров), но вуз имел право сокращать этот стандартный срок обучения до 4 семестров или продлевать его до 12 семестров. Экзамены проводились в конце учебного года, а показанные студентами знания оценивались тремя способами: «весьма удовлетворительно», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Учащимся, успешно выдержавшим все экзамены, предусмотренные учебным планом, выдавался диплом и присваивалось звание «действительного студента». Отдельным выпускникам, которые готовили и защищали на факультете конкурсные диссертации, присваивалась ученая степень «кандидата прав» и им выдавались медали («золотая» или «серебряная»). Научные исследования по юриспруденции велись тоже преимущественно на университетских факультетах, а их результаты могли быть представлены Совету университета по направлению факультета для защиты в виде магистерских и докторских диссертаций. На этот счет в Уставе (параграф 113) говорилось: «Ученые степени приобретаются в порядке их постепенности и в установленные сроки: кандидат через год может искать степени магистра, а магистр – через год степени доктора.»

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Правовые обычаи как источники семейного права
Обычай – один из древнейших социальных регуляторов. Правовой обычай являлся неизменным спутником развития права на протяжении всей истории человечества. Древнеримские Законы 12 таблиц базировались именно на правовых обычаях. Право средневековой Европы также дает нам достаточно много примеров функци ...

Гражданский иск по делам частного обвинения
В соответствии со ст.29 УПК РФ лицо, понесшее материальный ущерб от преступления, вправе при производстве по уголовному делу предъявить к обвиняемому или иным лицам, несущим материальную ответственность за его содействие, гражданский иск. Решение судом вопроса о виновности подсудимого сопряжено с р ...

Реализация принципа транспарентности в системе судов общей юрисдикции на примере зарубежного опыта
В современном обществе общепризнанные принципы и нормы международного права воплотили идеи гуманизма, уважения прав и свобод человека. Они стали принципами международных отношений. Мир перешел в качественно новое состояние - состояние целостности и взаимозависимости. Интеграционные процессы пронизы ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru