После принятия Конституции 1978 г. система органов государственной власти и управления осталась прежней до конца 80-х начала 90-х годов. В развитии права в этот период определились тенденции демократизации, кодификации, а также расширения сферы применения права.
В последние годы в связи с перестройкой в СССР и активизацией демократических процессов, которые набирали силу и в Белорусской ССР, в Конституцию БССР от 14 апреля 1978 г. были внесены значительные изменения. Так, изменения 1989 г. затрагивали систему и принципы осуществления власти Советов народных депутатов, сфера деятельности которых была расширена, были сделаны уточнения и дополнения относительно правового статуса органов государственной власти. Изменения Конституции продолжались и в дальнейшем.
Деятельность Конституции БССР 1978 г. прекратилась в связи с принятием 15 марта 1994 г. на 13 сессии Верховного Совета Республики Беларусь 12-ого созыва новой Конституции Республики Беларусь.
Период времени с 1945 по 1989 годы в истории государства и права Белорусского государства привнес значительные изменения в сфере формирования государственных органов, органов прокуратуры, а также судебной системы государства, определения их правового статуса.
Данные преобразования нашли яркое отражение в ряде законодательных актов, среди которых наиболее значимое место занимают Конституция БССР 1937 года и Конституция БССР 1978 года.
Основные особенности Конституции 1937 г. заключались в следующих положениях:
а) политическую основу БССР составили Советы депутатов трудящихся снизу доверху. Впервые высшим органом государственной власти объявлялся Верховный Совет, а не съезд Советов Белоруссии;
б) экономическую основу БССР составляли социалистическая система хозяйствования и социалистическая собственность;
в) впервые закреплялась руководящая роль Коммунистической партии;
г) выборы во все уровни Советов осуществлялись путем всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Основные особенности Конституции 1978 г. заключались в следующем:
а) имела преамбулу;
б) расширяла участие в управлении государственными делами общественных организаций и трудовых коллективов
в) Советы были переименованы в Советы народных депутатов;
г) впервые включала раздел “Советы народных депутатов БССР и порядок их избрания” и новую главу “Народный депутат”;
д) вводила впервые норму о суверенитете БССР.
Изменения в сфере формирования государственных органов, органов прокуратуры, а также судебной системы государства, воплощённые в Законах БССР, повысили значимость и актуальность юридических исследований, на основе которых в той либо иной степени сформировался правовой статус современного белорусского государства, ставшего полноправным участником международного общения.
Теоретические и практические проблемы применения домашнего
ареста
Одним из проявлений гуманизация уголовной политики стало восстановление в УПК РФ 2001г. альтернативной заключению под стражу меры пресечения в виде домашнего ареста. Современная редакция ст. 107 УПК, как показывает ее анализ, восприняла с небольшими поправками правовую конструкцию домашнего ареста, ...
Виды конституционно-правовых
отношений
Своеобразие предмета конституционного права, многообразие видов его норм порождают и различные виды конституционно-правовых отношений. Рассмотрим различные основания, по которым классифицируются данные отношения. 1) В зависимости от степени конкретности связей между субъектами отношений. Выделяют: ...
Условия усыновления ребенка
Усыновление затрагивает интересы самого широкого круга лиц. Чтобы не допустить неоправданного нарушения их прав, Семейный кодекс Российской Федерации обязывает к соблюдению ряда условий усыновления. К числу первого условия закон относит согласие родителей ребенка (ст. 129 СК РФ). Это требование свя ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.