Юриспруденция » Органы местной государственной власти, суда и прокуратуры БССР в 1945-1989 гг » Местные органы государственной власти, суда, прокуратуры бсср по конституции 1978 года

Местные органы государственной власти, суда, прокуратуры бсср по конституции 1978 года

Страница 2

Отделы и управления исполнительных комитетов образовывались областными, Минским городским, районными, городскими, районными в городах Советами народных депутатов и подчинялись в своей деятельности как Советам и их исполнительным комитетам, так и соответствующим вышестоящим органам государственного управления.

Перечень отделов и управлений исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов и порядок их образования устанавливались законодательством Союза ССР и Белорусской ССР.

В Конституцию 1978 г. включались государственный план экономического и социального развития и государственный бюджет БССР. Впервые в Конституции обозначалась собственность профсоюзных и общественных организаций. В восьмом разделе шла речь о порядке формирования судебных органов, об осуществлении правосудия только судом, о прокурорском надзоре.

Судебная система состояла из Верховного Суда Белорусской ССР, областных судов, Минского городского суда и районных (городских) народных судов. Организация и порядок деятельности судов Белорусской ССР определялись законами Союза ССР и Белорусской ССР.

Народные судьи районных (городских) народных судов избирались соответствующими областными, Минским городским Советами народных депутатов. Судьи областных, Минского городского судов и Верховного Суда Белорусской ССР избирались Верховным Советом Белорусской ССР. Судьи всех судов избирались сроком на десять лет, народные заседатели - сроком на пять лет. Судьи и народные заседатели отчитывались перед избравшими их органами или избирателями и могли быть ими отозваны в установленном законом порядке.

Верховный Суд Белорусской ССР являлся высшим судебным органом Белорусской ССР и осуществлял надзор за судебной деятельностью судов Белорусской ССР. В структуру Верховного Суда входили: председатель, его заместители, члены, народные заседатели.

Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуществлялось коллегиально; в суде первой инстанции - с участием народных заседателей. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользовались всеми правами судьи. Неприкосновенность судей и народных заседателей, а также иные гарантии их независимости устанавливались Законом о статусе судей в СССР и другими законодательными актами Союза ССР и Белорусской ССР.

Правосудие в Белорусской ССР осуществлялось на началах равенства граждан перед законом и судом.

Судопроизводство в Белорусской ССР велось на белорусском или русском языках или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивалось право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.

Согласно Конституции, никто не мог быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действовали коллегии адвокатов. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывалась бесплатно. Организация и порядок деятельности адвокатуры определялся законодательством Союза ССР и Белорусской ССР.

Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами на территории Белорусской ССР осуществлялся Генеральным прокурором СССР и подчиненными ему Прокурором Белорусской ССР и нижестоящими прокурорами. Прокурор Белорусской ССР и прокуроры областей назначались Генеральным прокурором СССР. Районные и городские прокуроры назначались Прокурором Белорусской ССР и утверждались Генеральным прокурором СССР. Срок полномочий Прокурора Белорусской ССР и всех нижестоящих прокуроров составлял пять лет. Органы прокуратуры осуществляли свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Должностные обязанности и требования к юрисконсульту
Содержание профессиональной деятельности юрисконсульта определяется его функциями на общем уровне и конкретными направлениями обслуживаемой деятельности. По имеющимся наблюдениям, в различных случаях встречается совершенно неодинаковое сочетание собственно профессиональной, высококвалифицированной ...

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Молдова
Ст.19 Конституции РМ устанавливает национальный режим для иностранных граждан и лиц без гражданства в РМ. Так, ч. 1 гласит: Иностранные граждане и лица без гражданства имеют те же права и обязанности, что и граждане Республики Молдова, с изъятиями, установленными законом. Аналогичные правовые предп ...

Понятие социального регулирования
Цивилизация выработала множество различных норм и правил, которыми люди руководствуются в своей повседневной жизни и деятельности. Среди них моральные, правовые, политические, эстетические, корпоративные, религиозные обычаи, традиции, привычки, нравы, деловые обыкновения, обряды, ритуалы, требовани ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru