Юриспруденция » Органы местной государственной власти, суда и прокуратуры БССР в 1945-1989 гг » Местные органы государственной власти, суда, прокуратуры бсср по конституции 1978 года

Местные органы государственной власти, суда, прокуратуры бсср по конституции 1978 года

Страница 2

Отделы и управления исполнительных комитетов образовывались областными, Минским городским, районными, городскими, районными в городах Советами народных депутатов и подчинялись в своей деятельности как Советам и их исполнительным комитетам, так и соответствующим вышестоящим органам государственного управления.

Перечень отделов и управлений исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов и порядок их образования устанавливались законодательством Союза ССР и Белорусской ССР.

В Конституцию 1978 г. включались государственный план экономического и социального развития и государственный бюджет БССР. Впервые в Конституции обозначалась собственность профсоюзных и общественных организаций. В восьмом разделе шла речь о порядке формирования судебных органов, об осуществлении правосудия только судом, о прокурорском надзоре.

Судебная система состояла из Верховного Суда Белорусской ССР, областных судов, Минского городского суда и районных (городских) народных судов. Организация и порядок деятельности судов Белорусской ССР определялись законами Союза ССР и Белорусской ССР.

Народные судьи районных (городских) народных судов избирались соответствующими областными, Минским городским Советами народных депутатов. Судьи областных, Минского городского судов и Верховного Суда Белорусской ССР избирались Верховным Советом Белорусской ССР. Судьи всех судов избирались сроком на десять лет, народные заседатели - сроком на пять лет. Судьи и народные заседатели отчитывались перед избравшими их органами или избирателями и могли быть ими отозваны в установленном законом порядке.

Верховный Суд Белорусской ССР являлся высшим судебным органом Белорусской ССР и осуществлял надзор за судебной деятельностью судов Белорусской ССР. В структуру Верховного Суда входили: председатель, его заместители, члены, народные заседатели.

Рассмотрение гражданских и уголовных дел во всех судах осуществлялось коллегиально; в суде первой инстанции - с участием народных заседателей. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользовались всеми правами судьи. Неприкосновенность судей и народных заседателей, а также иные гарантии их независимости устанавливались Законом о статусе судей в СССР и другими законодательными актами Союза ССР и Белорусской ССР.

Правосудие в Белорусской ССР осуществлялось на началах равенства граждан перед законом и судом.

Судопроизводство в Белорусской ССР велось на белорусском или русском языках или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивалось право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке.

Согласно Конституции, никто не мог быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действовали коллегии адвокатов. В случаях, предусмотренных законодательством, юридическая помощь гражданам оказывалась бесплатно. Организация и порядок деятельности адвокатуры определялся законодательством Союза ССР и Белорусской ССР.

Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами на территории Белорусской ССР осуществлялся Генеральным прокурором СССР и подчиненными ему Прокурором Белорусской ССР и нижестоящими прокурорами. Прокурор Белорусской ССР и прокуроры областей назначались Генеральным прокурором СССР. Районные и городские прокуроры назначались Прокурором Белорусской ССР и утверждались Генеральным прокурором СССР. Срок полномочий Прокурора Белорусской ССР и всех нижестоящих прокуроров составлял пять лет. Органы прокуратуры осуществляли свои полномочия независимо от каких бы то ни было местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Анализ Закона "Об Энергосбережении" с точки зрения государственного регулирования тарифов
Государственное регулирование, в том числе тарифов и цен, проявляется через систему законодательных актов и нормативных документов, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, предусматривающих прежде всего правовую, финансовую поддержку энергосбережения со стороны государства, границы приме ...

Правовые основы участия населения в решении вопросов местного значения
Любое государство напрямую заинтересовано в таких способах формирования и деятельности местных органов власти, которые соответствуют его политике и поддерживаются населением. Достижению этих целей служит деятельность органов местного самоуправления. Признание местного самоуправления, как института ...

Совершение дезертирства с оружием, вверенным по службе
Новый Уголовный кодекс РФ квалифицирующим обстоятельством дезертирства признал совершение преступления с оружием, вверенным военнослужащему по службе. Под оружием, вверенным по службе (часть 2 статьи 338 УК РФ), следует понимать оружие, которым лицо обладает правомерно в силу возложенных на него об ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru