Юриспруденция » Совершенствование механизма управления муниципальной собственностью » Природа и сущность муниципальной собственности

Природа и сущность муниципальной собственности

Страница 2

Для определения содержания категории «муниципальная собственность» необходимо выяснить ее назначение, место в системе общественных отношений, что позволит, в свою очередь, определить круг вопросов, связанных с использованием муниципальной собственности как основы для ведения муниципального хозяйства.

По мнению Л.А. Велихова, муниципальное хозяйство «тем отличается от частного, что преследует не цель индивидуального обогащения и личной прибыли, путем обычного присвоения создаваемой в хозяйстве прибавочной стоимости, а цели общественно полезные».

Определение содержания муниципальной собственности как экономической категории может быть выведено из классических трактовок собственности вообще. Собственность вообще определяется как объективное отношение по поводу присвоения и отчуждения жизненных благ. Категория «муниципальная собственность» отражает объективное по своему содержанию социально-экономическое явление в жизни местных сообществ, связанное с реализацией местными сообществами права на осуществление местного самоуправления. При этом ее содержание составляет не только имущество, право собственности, вещные (имущественные) отношения между людьми. Собственность определяется как совокупность общественных отношений, которые возникают по поводу присвоения и отчуждения жизненных благ. При этом муниципальная собственность как одна из форм собственности имеет специфические характеристики, которые связаны с присвоением и отчуждением благ особого рода – благ локального характера, или иначе местных общественных благ.

Процессы рыночных преобразований, формирования институтов рыночной экономики сопряжены со значительными изменениями роли государства в экономической системе. Изменение данной роли проявляется во множестве измерений, которые не сводятся к либерализации, приватизации и дерегулированию, понимаемому как процесс упразднения отдельных функций государства без учета деталей, связанных с предоставлением тех или иных видов услуг, а также без осмысления реструктуризации функций государства в развивающейся рыночной экономике.

Данные изменения связаны также и с поиском удовлетворительной формы предоставления различных типов товаров и услуг, которые принято называть общественными благами, характеризующихся неконкурентностью в потреблении и неисключаемостью из потребления.

Следуя логике нового институционального подхода, права муниципальной собственности должны существовать там, где с одной стороны, невозможно, обеспечить режим исключительности, а с другой – сравнительные преимущества частной собственности выражены слабо. С аналитической точки зрения основные характеристики муниципальной собственности совпадают, а иногда и отождествляются с режимом коммунального доступа, если не принимать во внимание значение процесса принятия решений и обеспечения контроля его выполнения.

Рассматривая правовые основы возникновения и существования муниципальной собственности, необходимо рассмотреть проблему так называемого коммунального доступа и исключительным правам относительно муниципального правового режима (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Правовые режимы использования ограниченных ресурсов

Проблема определения нормы права собственности возникает только тогда, когда на один и тот же объект претендуют несколько субъектов. В данном случае потребление (использование) его является конкурентным, то есть увеличение потребления одним субъектом уменьшает доступность данного объекта для другого. Может возникнуть ситуация когда ни один из них не имеет возможности исключить других из доступа к данному благу. Следовательно, дальнейшее использование блага является конкурентным. Оформляется процесс выделения исключительного ядра потребителей, которые в свою очередь уменьшают и ограничивают доступность данного актива для других пользователей. В свою очередь, возникают исключительные права, которыми могут пользоваться различные институты, индивиды (потребители). В результате формирования круга пользователей возможно создание института внутренних соглашений, регламентирующих порядок пользования, определяющих возможность выхода или исключения агентов из соглашения, а также порядок извлечения дохода (блага) от использования данного актива. Всё это и является посылом для создания территориальных образований и признания их самостоятельности.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка в деятельности судов
На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Федеральная служба судебных ...

Ответственность арбитражного управляющего
Статья 25 определяет три категории последствий неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязанностей управляющим: отстранение от участия в деле о банкротстве; исключение из саморегулируемой организации управляющих (что влечет отстранение) и возмещение убытков. Отстранение управляющего возможно по ...

Личные неимущественные права, приобретенные в силу закона
К личным неимущественным правам, приобретаемым в силу закона, относятся право на свободу передвижения, право выбора места пребывания и жительства, право на имя, иные личные неимущественные права. Право на имя закреплено в ст. 19 ГК РФ. Оно призвано юридически обеспечить возможность гражданина иметь ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru