Формальным основанием для этого послужили в том числе и решения 26-го Всесоюзного Съезда баптистов (1926 г.), 5-го Всесоюзного съезда адвентистов седьмого дня (1924 г.), 10-го Всесоюзного съезда евангельских христиан (1927 г.), на которых при рассмотрении вопросов об отношении к Красной Армии были приняты решения об обязательном для всех членов названных общин, призываемых в армию, несении военной службы без всякой ее замены нестроевыми работами. Однако важно заметить, что эти решения были инспирированы Антирелигиозной комиссией при ЦК ВКП(б) и ОГПУ путем внедрения своих агентов в среду верующих и проведения соответствующей работы на местах и на съездах.
В 1927 г. было принято "Положение о воинских преступлениях", которое в немалой степени также способствовало сведению на нет рассматриваемого института советского законодательства. Следует заметить, что в Уголовном кодексе 1922 г. не был предусмотрен такой состав преступления, как уклонение от военной службы по религиозным убеждениям.
Впервые подобные деяния стали квалифицироваться как преступление с момента принятия в 1927 г. положения, ст. 13 которого имела следующую диспозицию: "Уклонение от несения обязанностей военной службы, в частности под предлогом религиозных или иных убеждений ." Подобная формулировка в законодательстве того времени открывала простор для признания отказников, в том числе и искренне верующих, врагами социализма с лишением их всех гражданских прав.
Таким образом, несмотря на то, что юридически институт освобождения от военной службы по религиозным убеждениям присутствовал в советском законодательстве (законы об обязательной военной службе 1925 и 1928 гг.), фактически он перестал существовать. Официально данный институт права был отменен в 1939 г.: Закон СССР "О всеобщей воинской обязанности" его не предусматривал. С введением этого закона в силу мы потеряли то, чем могли бы по праву гордиться.
Но люди, религиозные убеждения которых не позволяли брать в руки оружие, оставались. Они отказывались от призыва в армию, принятия присяги, за что сурово преследовались и наказывались государством. Карательными мерами проблема отказа от военной службы по религиозным убеждениям не была решена.
Возврат к законодательному закреплению права гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой стал возможен в нашей стране только в 90-х годах XX столетия, когда начали проводиться: реформы в политике, экономике, в духовной и социальной сферах жизни общества. Определился курс на демократизацию общественных отношений, в том числе, и в сфере свободы совести. Россия вошла в мировое сообщество. Она признает основные международно-правовые документы; «Всеобщую декларацию прав человека», Международные пакты, участвует в договоренностях в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, во многих международных конвенциях. Международно-правовые нормы, регламентирующие статус личности, отражают достигнутый общемировой уровень в деле соблюдения основных прав и свобод.
Одним из первых законопроектов в данной сфере был проект Основ законодательства СССР и союзных республик «Об альтернативной службе», появившийся в 1990 году. Задачей этого документа являлось закрепление общих положений альтернативной службы, как разумного и гуманного компромисса между правом свободы мысли, совести и убеждений и воинской обязанностью. Законопроект определял альтернативную службу как вид государственной службы взамен воинской по причине религиозных или пацифистских убеждений призывника. Проектом определялась форма прохождения службы, круг лиц, направляемых на нее, место и срок прохождения. Предусматривалась и система органов, ведающих вопросами организации альтернативной службы.
В законопроекте предлагалась концепция, что альтернативную службу по причине отображений совести может проходить каждый желающий, заявивший об этом. Основанием являлось решение комиссии о направлении на альтернативную службу.
Право каждого гражданина РСФСР, убеждениям которого противоречит несение военной службы, на ее замену выполнением альтернативных гражданских обязанностей в порядке, установленном законом было закреплено статьей 15 «Декларации прав и свобод человека и гражданина», принятой постановлением Верховного Света РСФСР от 22 ноября 1991 г. №1920-1.
Конституция Российской Федерации также предусматривает право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях. Российская Федерация взяла на себя обязательство принять закон об альтернативной гражданской службе также и по основаниям приведения национального законодательства в соответствие со стандартами Совета Европы, при вступлении в эту международную организацию.
Принципы третейского судопроизводства
В юридической литературе принципы третейского судопроизводства определяются как «выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни. Принципы – это то, что пронизывает право, выявляет его содерж ...
Особенности
ипотеки жилых домов и квартир
Поскольку основные положения об ипотеке жилых домов и квартир рассмотрены в предыдущих параграфах, наиболее интересным представляется рассмотреть здесь практическую сторону этого вопроса, так как именно залог квартир превалирует на российском ипотечном рынке. Сразу стоит оговориться, что практика и ...
Многообразие теорий происхождения государства
На сегодняшний день нет единого, цельного и исчерпывающего ответа на вопрос: «Откуда есть пошло государство?» В ученых кругах, а вслед за ними и в кругах общественных, уже не одно столетие продолжается дискуссия на эту важную тему. И, как мне кажется, данная дискуссия вряд ли когда-либо утихнет. На ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.