В результате такой проверки может выявиться необходимость получения заключения Правительства РФ на проект федерального закона в соответствии с ч. 3 ст. 104 Конституции РФ. Следует отметить, что имеют место случаи, когда субъекты права законодательной инициативы вносят в Государственную Думу проекты федеральных законов без заключения Правительства РФ, которые согласно ч. 3 ст. 104 Конституции РФ могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства РФ, а профильные комитеты Государственной Думы, которым Председателем Государственной Думы поручается в соответствии со ст. 107 Регламента Государственной Думы провести проверку этих проектов федеральных законов на соответствие требованиям ст. 104 Конституции РФ и ст. 105 Регламента Государственной Думы, не всегда в полной мере изучают вносимые проекты федеральных законов и содержащиеся в них положения, связанные с изменением финансовых обязательств государства и расходами, покрываемыми за счет федерального бюджета, и вносят их на рассмотрение Совета Государственной Думы как проекты федеральных законов, не требующие заключения Правительства РФ. В связи с этим в Разъяснении Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы по вопросу представления субъектами права законодательной инициативы заключений Правительства РФ на проекты федеральных законов при внесении их в Государственную Думу указано, что профильный комитет Государственной Думы, в который (в соответствии с вопросами его ведения) направлен поступивший проект федерального закона, тщательно изучает проект федерального закона и все материалы к нему, положения, непосредственно или косвенно связанные с изменением финансовых обязательств государства. После проведенной проверки указанный комитет в своем заключении, утверждаемом решением комитета, дает оценку проекта федерального закона на соответствие его требованиям ст. 104 Конституции РФ и ст. 105 Регламента Государственной Думы, указывает статьи, разделы проекта федерального закона, связанные с необходимостью наличия заключения Правительства РФ. Решение комитета Государственной Думы по данному вопросу направляется в Совет Государственной Думы для принятия решения.
При проведении указанной оценки следует учитывать, что каждое из перечисленных в ч. 3 ст. 104 Конституции РФ оснований получения заключения Правительства РФ на проект федерального закона имеет свои особенности, которые необходимо рассмотреть более подробно.
Учитывая опыт и специфику работы Правового управления Аппарата Государственной Думы, мы поставили задачу более подробно осветить особенности законодательного процесса в последнем случае.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом. Выборы, по общему правилу, назначаются Президентом РФ, а если он эту обязанность не выполняет, – то Центральной избирательной комиссией РФ (ЦИК), на первое воскресенье месяца, в котором истекает установленный срок полномочий Государственной Думы предыдущего состава.
Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной Думы, включает в себя всю территорию Российской Федерации. Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов.
Юридическая конструкция как средство юридической техники
Юридическая техника – это совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности. В зависимости от видов юридической деятельности различают законодательную (законотворческую, правотворческую, нормотворческую) т ...
Нормативно-правовой акт как основной источник права Российской Федерации
Нормативно-правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, ра ...
Нормативная база
С формально-юридической точки зрения регламент представляет собой постановление палаты, принятое либо по обычной, либо по усложненной процедуре, и не подлежащее промульгированию. С содержательной точки зрения регламент определяет порядок образования, органов и назначения должностных лиц законодател ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.