В гражданско-правовой доктрине того времени отмечалось значительное сходство поставки и купли-продажи, но в то же время отмечалось, что отличие поставки от купли-продажи состоит в том, что при поставке подразумевается доставка вещи не в момент заключения договора, а по истечении определенного промежутка времени. Этот отрезок времени считался существенным условием договора поставки.
Впрочем, не все цивилисты придерживались точки зрения, что необходимо выделять договор поставки из купли-продажи. Так, Г.Ф. Шершеневич подчеркивал, что это «искусственное разделение», что в дальнейшем купля-продажа и поставка будут объедены в одном понятии о купле-продаже.
В советский период развития гражданского права сфера применения договора купли-продажи существенно ограничилась и сводилась в подавляющем большинстве к отношениям между гражданами, а также между гражданами и розничными торговыми предприятиями.
Хотя в ч. 1 ст. 237 ГК РСФСР определение договора купли-продажи примерно такое же, что и в п. 1 ст. 454 ГК РФ: «По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену)», тем не менее ч. 2 ст. 237 ГК РСФСР «насквозь» пронизана «социалистическим» духом, что «убивает» и начисто отвергает частноправовой характер договора купли-продажи.
В ч. 2 ст. 237 ГК РСФСР было записано: «Если покупателем является государственная организация, то у нее возникает право оперативного управления имуществом (ст. 93.1). Такое же право возникает у иных организаций, осуществляющих согласно закону или уставу (положению) оперативное управление имуществом». Впрочем, такое законоположение только приветствовалось в то время. Цивилисты писали тогда следующее: «Договор купли-продажи опосредствует отношения, связанные с реализацией имущества в обмен на выраженную в деньгах цену. Договор широко применяется между гражданами и социалистическими организациями (розничная торговля). Значительно уже сфера его применения в отношениях между гражданами (продажа предметов личной собственности)».
Все правоотношения, складывавшиеся между «социалистическими» организациями в связи с реализацией производимых ими продукции и товаров, регулировались договорами поставки, контрактации, энергоснабжения, которые имели плановую основу и являлись самостоятельными договорами.
В правовой литературе того периода данное обстоятельство объяснялось тем, что «при социализме действие закона стоимости сочетается с действием закона планомерно-пропорционального развития и основного экономического закона социалистического общества. В результате закон стоимости утрачивает всеобщее значение, а потому ограничивается и сфера применения договора купли-продажи, используемого преимущественно для реализации предметов потребления и лишь в сравнительно небольших масштабах для реализации средств производства».
Уже в раннем советском гражданском праве поставку определяют как «договор, в котором одна сторона обязуется доставить другой стороне партию каких-либо вещей (обычно предметов, определенных родовыми признаками). Характерным признаком поставки является организационная деятельность поставщика: он должен заготовить данные товары, в частности – приобрести или приспособить их и доставить их к месту сдачи».
Договор поставки в этот период (1924–1925) характеризуется следующими признаками:
ü предметом поставки являются вещи, определенные родовыми признаками (товары);
ü поставщик обязан доставить вещи;
ü между заключением договора и его исполнением со стороны поставщика должен истечь определенный срок;
ü наличие более или менее определенного срока является необходимым признаком поставки.
Первоначально договор поставки выступает как подвид купли-продажи, однако со временем трансформируется в договор поставки товаров для государственных нужд. Так, гражданский кодекс РСФСР 1922 г. не включал в себя нормы о договоре поставки как самостоятельном виде гражданско-правового договора.
Однако в дальнейшем, в связи с жестким централизованным регулированием имущественного оборота и всеобъемлющим планированием экономических отношений, что привело к созданию централизованной плановой административно-командной системы управления экономикой, договор поставки стал рассматриваться в качестве оптимального средства доведения плановых заданий для конкретных участников имущественного оборота.
Юридическая деятельность Министерства образования Республики Башкортостан
Министерство образования Республики Башкортостан (далее - Министерство) является республиканским органом исполнительной власти, проводящим государственную политику, осуществляющим в установленном порядке управление и координацию деятельности других республиканских органов исполнительной власти, мун ...
Сделки, совершенные под влиянием
обмана, насилия, угрозы
В правила регулирования недействительности сделок, совершенных под влиянием обмана, насилия, угрозы или неблагоприятных обстоятельств, также внесены изменения. Законом дано определение обмана для целей признания сделки недействительной по указанному основанию. Им считается намеренное умолчание об о ...
Внешние функции современного государства
Внешние функции государства - это обусловленная сущностью государства его способность к деятельности вовне государства, реализуемая при соответствующих условиях в целях решения задач, стоящих перед ним. Можно выделить следующие внешние функции современного государства: функция обороны, функция инте ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.