Любые мероприятия по активизации регионов не окажутся успешными, если за ними не будет стоять курс на подъем соответствующих центров, возглавляющих государство и отдельные регионы. Столицы находятся в самой гуще ритмов воспроизводства, инноваций, социально-политических преобразований.
Центры, объективно концентрируя новейшие виды производственной и непроизводственной деятельности, и особенно сосредотачивая специфические столичные функции, то есть политико-идеологические, культурно-консолидирующие, организационно-управленческие, играют в итоге определяющую «цивилизаторскую роль», распространяя свои импульсы и влияния на периферийные территории.
Они - лидеры и генераторы всех трансформаций в обществе.
Вместе с тем, гипертрофированное развитие центров, подавление ими регионов (периферии), погоня за мировым уровнем, за усиление своих конкурентных преимуществ, на которую способны именно центры, может обернуться нарастанием межрегиональных контрастов, резкой поляризацией социально-экономического пространства, возникновением и воспроизводством территориального неравенства. Мировой, да и российский, опыт предупреждает об опасностях для государства чрезмерной централизации.
С другой стороны, ослабление центральной власти, истощение ресурсов центра, потеря контроля над политической ситуацией неминуемо возрождает и усиливает сепаратистские настроения, угрожает территориальной целостности государства.
Тем самым, нарушение динамического баланса между центром и регионами, который устанавливается под давлением объективных требований в процессе сложного политического выбора и с учетом имеющихся возможностей и ресурсов в конкретном периоде развития страны, чревато неуправляемыми серьезными центробежными процессами и тенденциями.
В целом можно утверждать, что разрешение противоречий между центром и регионами, нахождение сопряженно-зависимого оптимума между ними – важная задача современной региональной политики.
Для государств с гигантскими территориями, к каковым относится и Российская Федерация, характерна сложная исторически сложившаяся пространственная структура хозяйства. Региональное развитие привело к формированию здесь не только практически всех возможных типов регионов, но и различных моделей взаимодействия между центром и регионами.
В России разные регионы стремятся самостоятельно решать региональные проблемы. Они стараются проводить собственную экономическую политику, отражающую исходные уровни их развития и наличие ресурсов, учитывающую перспективы адаптации к конкурентной рыночной экономике, а также принимающую во внимание политические предпочтения и пристрастия региональных руководителей. Все большее количество регионов с нарастающей активностью самостоятельно инициируют, разрабатывают и реализуют собственные региональные программы (концепции, стратегии, планы, проекты). Они поддерживают формирование новых форм территориальной организации производства (технопарков, кластеров, зон опережающего экономического развития со своей специализацией и т.п.), которые стимулируют регионы к развитию и саморазвитию. Конечно, они рассчитывают на федеральное соофинансирование при решении общерегиональных проблем.
Понятие региональной власти
Важнейшим принципом, характеризующим демократическую природу нашей государственности, является единство власти. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Сначала рассмотрим Конституцию РФ, Глава 8. Местное самоуправ ...
Моральные и правовые принципы деятельности судьи
Соотношение правового и морального принципа должно быть представлено в деятельности любого юриста. Всякое решение, всякое действие судьи, если оно соответствует закону, его правильно понимаемой сущности, будет соответствовать нравственным нормам, на которых зиждется закон. Отступление от закона, об ...
Основные понятия и проблемы государственной региональной
политики
Рассмотрим основные понятия: Государственная региональная политика - система ценностей и целей, государственно-управленческих мер (решений и иных действий), предусмотренных нормативными правовыми актами, программами и иными документами, направленными на региональное развитие; Государственная доктри ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.