Как неоднократно отмечалось в юридической литературе, своевременное и законное прекращение уголовного дела ограждает невиновных от уголовного преследования, привлечения к ответственности и иного ограничения их прав и свобод, а также способствует реабилитации тех, кто был необоснованно подвергнут уголовному преследованию. Понятие и значение данного этапа окончания предварительного расследования было рассмотрено в предыдущей части работы. В УПК РФ содержится такой институт, как «уголовное преследование». В целом, его изучение не входит в тему работы, я рассмотрю его только в части оснований для прекращения уголовного преследования.
Прекращение уголовного преследования означает прекращение процессуальной деятельности, осуществляемой стороной обвинения в публичном, частно-публичном и частном порядке в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления по возбужденному уголовному делу. Уголовное преследование является составляющей производства по уголовному делу, поэтому прекращение уголовного дела исключает и дальнейшее осуществление уголовного преследования в рамках данного дела с момента его прекращения. Однако прекращение уголовного преследования в отношении конкретного лица, наоборот, не исключает продолжения производства по данному делу для изобличения виновных и обеспечения привлечения их к уголовной ответственности. Различие в прекращении уголовного дела и уголовного преследования заключается в том, что при прекращении уголовного дела завершается расследование в целом, а при прекращении уголовного преследования - лишь расследование фактов, характеризующих деяние определенного лица. УПК РФ устанавливает, что прекращение уголовного дела влечет за собой одновременно прекращение уголовного преследования (ст. 27 УПК).
Таким образом, различие между прекращением уголовного дела и уголовного преследования выражено в «основаниях прекращения уголовного дела» (ст. ст. 24 - 25 УПК) и «основаниях прекращения уголовного преследования» (ст. ст. 27, 28 УПК), а также в правилах принятия этих решений.
Под основаниями прекращения уголовного дела и уголовного преследования следует понимать «предусмотренные законом и подтвержденные достаточными доказательствами фактические обстоятельства, устраняющие обоснованность дальнейшего производства по уголовному делу на любой из его стадий».
Среди ученых-юристов нет единого мнения относительно порядка классификации оснований прекращения уголовного дела. В частности предлагаются деления оснований на материально-правовые и процессуальные, обязующие и альтернативные, императивные и факультативные, и другие. Однако наиболее распространенным является разделение оснований на две группы: реабилитирующие и нереабилитирующие. Можно в полной мере согласиться, что данная классификация наиболее полно раскрывает сущность и содержание института прекращения уголовного дела и уголовного преследования.
Реабилитирующие основания могут быть основаны на недоказанности виновности при исчерпании всех возможностей для собирания дополнительных доказательств (ч. 2 ст. 21 УПК). Так, непричастность лица к совершению преступления - это неустановленная причастность (п. 20 ст. 5 УПК).
Реабилитирующие основания в соответствии со ст. 133 УПК влекут полное восстановление лица в правах, которых он был лишен или в которых был ограничен в связи с признанием его подозреваемым или обвиняемым по делу (или осужден). К реабилитирующим основаниям прекращения уголовного дела и уголовного преследования, традиционно относят:
Внутренние функции современного государства
Классификацию функций государства на внутренние и внешние, как уже указывалось выше, поддерживают многие ученые, считая ее научно-обоснованной и позволяющей выявить связь функций любого государства, а также проследить за тем, как изменяются их объем и содержание, значимость и количество с появление ...
Дисциплинарная ответственность
Под дисциплинарной ответственностью имеются в виду предусмотренные в законе меры дисциплинарных взысканий, налагаемые на госслужащих за должностные проступки. Дисциплинарная ответственность наступает, если госслужащий нарушает свои должностные обязанности. Условием применения мер дисциплинарной отв ...
Система органов исполнительной власти и их правовое положение
Теперь, зная необходимый материал о системе органов исполнительной власти, необходимо изучить, правовое положение органов исполнительной власти, что сформирует полную картину об органах исполнительной власти. Президент РФ, согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, является главой государства и не входит ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.