В уголовно-процессуальном законодательстве имеется норма, согласно которой при передаче уголовного дела органом дознания следователю или от одного органа дознания другому, либо от одного следователя другому, а равно при направлении уголовного дела прокурору или в суд, либо при передаче уголовного дела из одного суда в другой, вещественные доказательства передаются вместе с уголовным делом, за исключением случаев, указанных в уголовно-процессуальном законе (ч. 5 ст. 82 УПК РФ). Уголовно-процессуальное законодательство обязывает следователя, дознавателя, прокурора и суд принять решение о судьбе вещественных доказательств при прекращении уголовного дела (ст. 213 УПК РФ), при вынесении приговора, определения или постановления о прекращении уголовного дела (ст. 299, 309 УПК РФ). Это может быть сделано в соответствии с ч. 3 ст. 81 УПК РФ.
Небезынтересным представляется вопрос о моменте, с которого вещественные доказательства могут быть возвращены заинтересованному лицу.
По общему правилу вещественные доказательства должны храниться при уголовном деле до вступления приговора в законную силу либо до истечения срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела и передаваться вместе с уголовным делом. Однако уголовно-процессуальным законодательством не установлен срок обжалования постановления о прекращении уголовного дела на досудебной стадии.
Таким образом, исходя из толкования нормы закона, момент, с которого может быть решен вопрос о вещественных доказательствах, определяется моментом вынесения постановления о прекращении уголовного дела.
Разрешать судьбу вещественных доказательств по уголовному делу, которое может быть приостановлено (ст. 208 УПК РФ), необходимо до принятия такого решения в порядке, установленном ч. 2 ст. 82 УПК РФ. Согласно ч. 4 ст. 81 УПК РФ «предметы, изъятые в ходе досудебного производства, но не признанные вещественными доказательствами, подлежат возврату лицам, у которых они были изъяты».
Необходимо отметить, что законодатель в качестве объектов, подлежащих возврату, указал только предметы. На практике в ходе производства по делу зачастую изымаются и документы, например, ценные бумаги. Как известно, ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении (ст. 142 ГК РФ).
Следовательно, говорить об императивно установленном порядке возврата изъятого можно лишь в отношении предметов. Данная норма обязывает вернуть предмет лицу, у которого он был изъят. Однако на практике в ходе досудебного производства нередко предметы изымаются у лиц, которые не имеют на него прав (например, при проверке, проводимой по заявлению о хищении аудиомагнитофона, последний был изъят у похитившего его лица). Представляется правильным уведомить заинтересованное лицо о возможности получения такого имущества при предоставлении сведений о правах на него. В случае возникновения спора он должен решаться в установленном законом порядке (в порядке гражданского судопроизводства). При этом имущество надлежит оставить на хранении у изъявшего его органа, который вправе потребовать возмещения расходов, связанных с его хранением, и обязан представить его в суд.
История становления российского института судебных приставов
Развитие норм об институте судебных приставов в России имеет достаточно богатую историю. Были в ней и периоды, когда осуществление кредитором своих претензий проводилось личными силами и средствами самого кредитора, причем сначала даже без какого бы то ни было предварительного разбора и подтвержден ...
Задачи, функции и полномочия Главного управления
материальных ресурсов Челябинской области
Главное управление материальных ресурсов Челябинской области создано (ГУМР Челябинской области) в соответствии с Постановлением Губернатора Челябинской области в 2000 году в целях экономного, рационального использования бюджетных средств, направляемых на закупки продукции для государственных нужд Ч ...
Современные проблемы организационных структур управления регионом в
Российской Федерации
Существующие организационные структуры управления социально-экономическими процессами в регионах не адекватны изменившимся условиям функционирования современной экономики. Наличие эффективных организационных структур управления является ключевым условием устойчивого экономического развития России и ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.