Представляется, что ведомственные нормативные акты, затрагивающие отношения, регулируемые семейным законодательством, могут издаваться только на основании, по поручению и во исполнение постановлений Правительства РФ (в свою очередь принятых в рамках компетенции Правительства РФ по регулированию семейных отношений). В противном случае их издание и применение будет противоречить требованиям СК.
При решении вопроса об отнесении того или иного нормативного правового акта к источникам семейного права важно учитывать требование принципиального характера о том, что нормативные акты любого государственного или иного органа, в том числе указы Президента РФ нормативного характера, постановления палат Федерального Собрания РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и др., должны соответствовать положениям СК и других федеральных законов.
Постановления Пленума Верховного Суда РФ, где обобщается практика по делам, вытекающим из брачно-семейных отношений, не являются источниками семейного права. Однако они имеют важное значение для правильного применения норм семейного законодательства. К ним прежде всего относятся руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ последнего времени, данные уже после принятия СК, в постановлениях Пленума ВС РФ от 25 октября 1996 г. №9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов» (БВС РФ. 1997. №1), от 4 июля 1997 г. №9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления» (БВС РФ. 1997. №9), от 27 мая 1998 г. №10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» (БВС РФ. 1998. №7) и от 5 ноября 1998 г. №15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» (БВС РФ. 1999. №1).
Кроме того, следует также иметь в виду, что до принятия соответствующих законодательных актов РФ нормы бывшего Союза ССР и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда Союза ССР, могут применяться судами в части, не противоречащей Конституции РФ, законодательству РФ и Соглашению о создании СНГ (Закон РСФСР от 24 октября 1990 г. «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» // Ведомости РСФСР. 1990. №21. Ст. 237; постановление Пленума ВС РФ от 22 апреля 1992 г. №8 «О применении судами Российской Федерации постановлений Пленума Верховного Суда Союза ССР» (в ред. постановления Пленума от 21 декабря 1993 г. №11) // БВС РФ. 1992. №7; 1994. №3).
Принципы законодательного процесса
Законодательный процесс Российской Федерации основывается на определенных принципах. В научной литературе выделяют четыре основных принципа законодательного процесса: 1) Демократизм и гласность законодательного процесса. Суть принципа заключается в процедуре разработки и принятия нормативного акта ...
Функции международного права
Функции межд права - это основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением. Главной социальной функцией межд права явл упрочение существующей системы межд отношений. Главная юр функция состоит в правовом регулировании межгос отношений. Обе функции н ...
Повышение эффективности
управления муниципальной собственностью
Эффективное управление муниципальной собственностью является одной из главных функций, осуществляемых органами муниципального управления в процессе реализации своей деятельности. Поэтому повышение эффективности использования муниципальной собственности выступает важным направлением в реализации мун ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.