Юриспруденция » Источник семейного права » Семейное законодательство: понятие, состав

Семейное законодательство: понятие, состав

Страница 2

В состав семейного законодательства входят и принимаемые в соответствии с СК другие федеральные законы. Например, в развитие установленных в разд. VI «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей» СК норм принят Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ). Этим законом определены принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, он регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до двадцати трех лет. Разработан и принят прямо названный в ст. 122 СК Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Семейное законодательство включает не только СК и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, но также и законы субъектов РФ. Законами субъектов РФ могут регулироваться семейные отношения лишь в пределах, установленных СК. Во-первых, законы субъектов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13 СК); выбор супругами двойной фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32 СК); присвоение фамилии и отчества ребенку (п. 2, 3 ст. 58 СК); организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК); определение дополнительных по сравнению с СК форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК); установление порядка и размера выплаты денежных средств опекуну (попечителю) на содержание ребенка (п. 5 ст. 150 СК); установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152 СК).

Во-вторых, законы субъектов РФ в области семейных отношений могут приниматься по вопросам, непосредственно СК не урегулированным. Это согласуется с принципом единства семейной политики на федеральном и региональном уровнях, что предполагает, в частности, дополнение и развитие субъектами РФ и органами местного самоуправления предоставленных семье федеральным законодательством минимальных социальных гарантий и льгот (п. 13 Основных направлений государственной семейной политики). Однако в любом случае законы субъектов РФ, регулирующие семейные отношения, не должны противоречить как СК, так и иным федеральным законам. При наличии противоречий между ними применению подлежит СК или федеральный закон (п. 4 постановления Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. №8 «О некоторых вопросах применения Конституции РФ при осуществлении правосудия»).

К источникам семейного права относятся не только Конституция РФ, СК, принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы и законы субъектов РФ, но и иные нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения, включая, в первую очередь, указы Президента РФ, которые согласно ч. 2 ст. 90 Конституции РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ. Как правило, указы Президента РФ по вопросам регулирования семейных отношений носят нормативный характер, т.е. содержат общие правила, рассчитанные на многократное применение. В основном указами Президента РФ утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (например, федеральные целевые программы по различным вопросам защиты семьи, материнства и детства), или определяются концептуальные подходы к решению проблем в данной сфере.

Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты на основании и во исполнение СК, других федеральных законов и указов Президента РФ. Однако в отличие от законов субъектов РФ это возможно лишь в случаях, непосредственно предусмотренных СК, другими федеральными законами, а также указами Президента РФ.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Международная правосубъектность государства
Понятие гос-ва в межд праве. Суверенное гос-во явл основным субъектом межд права. В межд-прав литературе издавна используется понятие гос-ва, представляющее единство трех элементов - суверенной власти, населения, территории. Гос-во - необходимая форма организации населения для участия в межд сообще ...

Исследование доказательств в рамках судебного следствия
Доказательства и доказывание — основные вопросы, определяющие сущность уголовного процесса. К ним обращались многие авторы, что вполне понятно, ибо нет других проблем, которые вбирали бы в себя такое множество различных аспектов уголовно-процессуальной теории и практики. Им посвящены многочисленные ...

Понятие права государственной и частной собственности на природные объекты
Право государственной собственности в объективном смысле - совокупность правовых норм, определяющих принадлежность материальных благ Республики Беларусь и содержание этого права, а также регулирующих возникновение, осуществление, прекращение права собственности, порядок и способы его защиты. В субъ ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru