Юриспруденция » Правовое регулирование предотвращения загрязнения морской среды » Особенности российского законодательства о предотвращении загрязнения морской среды

Особенности российского законодательства о предотвращении загрязнения морской среды

Страница 1

Данному направлению с каждым годом уделяется всё большее внимание со стороны международных и национальных законодателей. Причины этого, с одной стороны, заключаются в экологическом значении Мирового океана и глобальном характере угроз, связанных с изменением его уровня, ухудшением качества морских вод, снижением биоразнообразия, ростом экологических катастроф и бедствий на море и т.п. С другой стороны, возрастает роль живых и минеральных ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны (морской район, включающий водную толщу, морское дно и недра, находящиеся за пределами территориального моря, и прилегающий к нему) в обеспечении жизненных потребностей людей. Достаточно привести одну цифру: в настоящее время в России 94% рыбной продукции добывается не во внутренних водоемах, а в водах исключительной экономической зоны.

Поэтому использование и охрану континентального шельфа и исключительной экономической зоны регулируют многочисленные акты: федеральные законы «О континентальном шельфе РФ» № 187-ФЗ от 30.11.1995 г.; «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» № 155-ФЗ от 31.07.1998 г.; «Об исключительной экономической зоне РФ» № 191-ФЗ от 17.12.1998 г.; «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г.; «О животном мире» № 52-ФЗ от 24.04.1995 г.; Закон РФ № 2395-1 «О недрах» от 03.03.1995 г., Водный кодекс РФ № 74-ФЗ от 03.06.2006 г.; постановления Правительства РФ по вопросам охраны водных биоресурсов, например, «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении морских и речных судов, судов смешанного (река-море) плавания, судов, осуществляющих ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромных переправ, плавучих и сухих доков» № 746 от 05.12.2006, Порядок создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море РФ № 44 от 19.01.2000 г. Существенную роль играют акты международного морского и экологического права, Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения. Это далеко не полный перечень источников права.

Их действие распространяется на имеющие различную объективную форму существования, экологическую и экономическую ценность, правовой статус и режимы охраны объекта. Число таких объектов велико, а структура достаточно сложна. Во-первых, это морская среда, континентальный шельф и исключительная экономическая зона, взятые как бы сами по себе. Во-вторых, это их живые и неживые ресурсы. В-третьих, это интересы РФ и предметно выраженные виды деятельности, например прокладка подводных кабелей. В-четвертых, это различные правомерные виды пользования, например, добыча нефти на шельфе, которые представляют опасность для окружающей среды.

Кроме того, правовое регулирование осложняется различиями статусов отдельных частей (компонентов) этих объектов и необходимостью введения разных режимов их охраны, например открытого моря, внутреннего моря, территориального моря, прилежащей зоны. Понятия, статусы, режимы охраны, дозволения, ограничения и запреты в использовании устанавливаются нормами международного и национального морского и экологического права.

Основные задачи правовой охраны состоят в предотвращении загрязнения морской среды вредными для живых ресурсов моря и правомерных видов пользования (судоходство, туризм, промысел живых ресурсов и т.п.) путем регулирования порядка захоронения отходов, сброса в морские воды сточных вод с объектов, расположенных на берегу, или с морских либо воздушных судов, платформ и других искусственных сооружений; обеспечение безопасной с экологической точки зрения деятельности по добыче минеральных ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны; неистощительной добычи морских биоресурсов. Эти и другие задачи решаются с помощью таких средств как мониторинг морского пространства, установление особого порядка регистрации капитанами морских и иных судов операций с вредными веществами и отходами, особого порядка оповещения в случае аварии, например, при утечке нефти, установление квот и ОДУ (общедопустимых уловов) на добычу живых ресурсов моря, а также организацией морских заповедников, проведением мер контроля, обязательным проведением государственной экологической экспертизы по проектам разработки минеральных ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны, введением запретов на добычу отдельных видов рыб и морских млекопитающих и т. п., наконец, установлением мер юридической ответственности (ст. 8.16-8.20 КоАП РФ, ст. 252, 253 УК РФ).

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Исполнение договора поставки
Действие правоотношения вытекающего из договора поставки завершается с достижением цели - исполнением обязательства. Для исполнения существенно его соответствие формально признанному интересу кредитора и наличие согласия последнего. Прежде всего, это связанно со сроком исполнения обязательства, а в ...

Структура и порядок формирования Государственной Думы РФ
ГД в РФ является палатой Федерального Собрания, органом законодательной власти. Об этом говорит Конституция: «Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и ...

Правовые режимы иностранных инвестиций
В силу сложившейся международной практики иностранным инвестициям может быть предоставлен один из следующих правовых режимов: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, режим справедливости, прозрачности. При предоставлении национального режима иностранным инвестициям национальные и ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru