Юриспруденция » Правовое регулирование предотвращения загрязнения морской среды » Особенности российского законодательства о предотвращении загрязнения морской среды

Особенности российского законодательства о предотвращении загрязнения морской среды

Страница 1

Данному направлению с каждым годом уделяется всё большее внимание со стороны международных и национальных законодателей. Причины этого, с одной стороны, заключаются в экологическом значении Мирового океана и глобальном характере угроз, связанных с изменением его уровня, ухудшением качества морских вод, снижением биоразнообразия, ростом экологических катастроф и бедствий на море и т.п. С другой стороны, возрастает роль живых и минеральных ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны (морской район, включающий водную толщу, морское дно и недра, находящиеся за пределами территориального моря, и прилегающий к нему) в обеспечении жизненных потребностей людей. Достаточно привести одну цифру: в настоящее время в России 94% рыбной продукции добывается не во внутренних водоемах, а в водах исключительной экономической зоны.

Поэтому использование и охрану континентального шельфа и исключительной экономической зоны регулируют многочисленные акты: федеральные законы «О континентальном шельфе РФ» № 187-ФЗ от 30.11.1995 г.; «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» № 155-ФЗ от 31.07.1998 г.; «Об исключительной экономической зоне РФ» № 191-ФЗ от 17.12.1998 г.; «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г.; «О животном мире» № 52-ФЗ от 24.04.1995 г.; Закон РФ № 2395-1 «О недрах» от 03.03.1995 г., Водный кодекс РФ № 74-ФЗ от 03.06.2006 г.; постановления Правительства РФ по вопросам охраны водных биоресурсов, например, «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении морских и речных судов, судов смешанного (река-море) плавания, судов, осуществляющих ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромных переправ, плавучих и сухих доков» № 746 от 05.12.2006, Порядок создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море РФ № 44 от 19.01.2000 г. Существенную роль играют акты международного морского и экологического права, Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращению загрязнения. Это далеко не полный перечень источников права.

Их действие распространяется на имеющие различную объективную форму существования, экологическую и экономическую ценность, правовой статус и режимы охраны объекта. Число таких объектов велико, а структура достаточно сложна. Во-первых, это морская среда, континентальный шельф и исключительная экономическая зона, взятые как бы сами по себе. Во-вторых, это их живые и неживые ресурсы. В-третьих, это интересы РФ и предметно выраженные виды деятельности, например прокладка подводных кабелей. В-четвертых, это различные правомерные виды пользования, например, добыча нефти на шельфе, которые представляют опасность для окружающей среды.

Кроме того, правовое регулирование осложняется различиями статусов отдельных частей (компонентов) этих объектов и необходимостью введения разных режимов их охраны, например открытого моря, внутреннего моря, территориального моря, прилежащей зоны. Понятия, статусы, режимы охраны, дозволения, ограничения и запреты в использовании устанавливаются нормами международного и национального морского и экологического права.

Основные задачи правовой охраны состоят в предотвращении загрязнения морской среды вредными для живых ресурсов моря и правомерных видов пользования (судоходство, туризм, промысел живых ресурсов и т.п.) путем регулирования порядка захоронения отходов, сброса в морские воды сточных вод с объектов, расположенных на берегу, или с морских либо воздушных судов, платформ и других искусственных сооружений; обеспечение безопасной с экологической точки зрения деятельности по добыче минеральных ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны; неистощительной добычи морских биоресурсов. Эти и другие задачи решаются с помощью таких средств как мониторинг морского пространства, установление особого порядка регистрации капитанами морских и иных судов операций с вредными веществами и отходами, особого порядка оповещения в случае аварии, например, при утечке нефти, установление квот и ОДУ (общедопустимых уловов) на добычу живых ресурсов моря, а также организацией морских заповедников, проведением мер контроля, обязательным проведением государственной экологической экспертизы по проектам разработки минеральных ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны, введением запретов на добычу отдельных видов рыб и морских млекопитающих и т. п., наконец, установлением мер юридической ответственности (ст. 8.16-8.20 КоАП РФ, ст. 252, 253 УК РФ).

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Понятие, система и формы социального партнерства
Нормы, регулирующие отношения социального партнерства, содержатся в части 2 раздела 2 Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно ст.23 под социальным партнерством понимается система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), ...

Понятие личной жизни
Малая моногамная семья есть не что иное, как институт, наилучшим образом обеспечивающий частную жизнь взрослого человека (широко известное выражение: «мой дом – моя крепость»). Вместе с тем, ввиду различных культур и различных социальных устройств, человеку предоставляется различный объём свободы в ...

Методы и формы государственного регулирования сельского хозяйства и управления агропромышленным комплексом
Под методами государственного регулирования понимается совокупность определенных способов воздействия на всех участников аграрных правоотношений со стороны органов государственной власти в процессе реализации этими органами возложенных на участников аграрных правоотношений задач и функций. В сложив ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru