Юриспруденция » Защита прав потребителей в торговом обслуживании » Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара

Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара

Страница 3

Что касается товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, то потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором (абз. 2 п.1 ст. 19). Нужно отметить, что абз. 2 п. 1 ст. 19 претерпел существенные изменения. Ранее он предусматривал 6-месячный срок и 2-летний срок в отношении недвижимого имущества. Как видим, в нынешней редакции предусмотрен единый для любого товара разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара потребителю.

Как должен определяться разумный срок, а также юридические последствия его нарушения законодательством не раскрыты. Поэтому можно считать, что срок обнаружения недостатков товара, дающий право потребителю предъявлять соответствующие требования равен двум годам. Кроме того, на наш взгляд, изготовителю, продавцу будет целесообразно устанавливать гарантийный срок и срок годности. Ведь при установлении гарантийного срока, срока годности недостатки должны быть обнаружены в пределах этих сроков. Если же эти сроки не установлены, то в пределах двух лет.

Свои особенности имеются для исчисления сроков на сезонные товары (обувь, одежда и прочие). Эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей (абз. 2 п. 2 ст. 19). Например, если в Иркутской области весенний сезон начинается с 10 апреля, то в северный районах нашей страны этот срок будет установлен несколько позже в связи с более низкой температурой воздуха в это время.

Например, решением суда отказано Ю. в иске к универмагу о замене полусапожек на доброкачественные той же марки или аналогичные на том основании, что истица пропустила срок на предъявление претензии.

Президиум областного суда (Постановление № 4В96-71) удовлетворил протест, внесенный в порядке судебного надзора, отменил решение и дело направил на новое рассмотрение в тот же суд по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить претензии по поводу недостатков товара, являющегося недвижимым, в течение двух лет, а по всем остальным товарам - в течение шести месяцев.

Ю. купила полусапожки 1 июня 1999 г., а для проведения экспертизы по поводу их качества обратилась 20 февраля 2000 г. Поскольку полусапожки относятся к сезонному товару, то срок годности исчисляется со дня наступления соответствующего сезона. В соответствии с распоряжением правительства города «Об установлении сроков сезонности на отдельные виды товаров в городе» для товаров весенне-осеннего ассортимента определен период с 1 сентября по 15 ноября, и с начала этого периода начал течь срок исковой давности.

Суд указал, что универмаг проинформировал истицу о наличии гарантийного срока, при этом сослался на товарный чек, выданный истице при покупке полусапожек. Однако в нем указано, что начало течения гарантийного срока на обувь - день продажи. Это противоречит абзацу 2 п. 2 ст. 19 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», согласно которому для сезонных товаров сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона. Судом при разрешении спора не принято во внимание, что ответчик неправильно информировал истицу о начале течения срока на предъявление претензий по поводу качества купленных ею полусапожек. Между тем в соответствии со ст. 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» магазин должен проинформировать покупателя, в том числе и о гарантийном сроке службы продаваемого товара, а также сообщить ему о необходимых действиях по истечении указанных сроков, если товары по истечении этих сроков становятся непригодными для использования по назначению. За предоставление недостоверной или неполной информации о товаре продавец несет ответственность на основании ст. 12 упомянутого Закона, в том числе и в виде возмещения убытков.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Гарантии законности
В своем первом Послании Федеральному Собранию Президент России Дмитрий Медведев уделил особое внимание вопросам развития российской демократии. По его словам, принятая в 1993 году Конституция РФ, гарантируя уровень свободы личности, существование демократических институтов и процедур, предопределил ...

Общая дисциплинарная ответственность: понятие, субъекты, виды взысканий
Общая дисциплинарная ответственность регулируется ТК Российской Федерации и распространяется на всех работников, кроме тех, для кого специальными нормативными актами введена специальная дисциплинарная ответственность: федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине, действующими на желез ...

Роль коллективного договора
Коллективный договор устанавливает права и гарантии, улучшающие положение работников по сравнению с законодательством. В ситуации, существующей на рынке труда, большинство работников не могут в одиночку существенно изменить условия труда. В то же время это может сделать профсоюз в процессе коллекти ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru