Юриспруденция » Государственный механизм управления » Классификация государственных органов Республики Беларусь

Классификация государственных органов Республики Беларусь

Страница 1

Как уже говорилось выше, государственный орган представляет собой гражданина или же коллектив граждан, которые наделены государственно-властными полномочиями, а также уполномочены государством осуществлять задачи и функции государства в предусмотренном законодательством порядке.

Как уже говорилось ранее в работе, государственные органы в совокупности образуют собой целую систему. Обладая различными полномочиями и имея самостоятельный предмет ведения, они взаимодействуют друг с другом с целью эффективного осуществления функций, стоящих перед государством.

Ст. 6 Конституции Республики Беларусь гласит о том, что государственная власть в стране осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый орган, который относится к определенной ветви власти, является органом государственной власти. С учетом этого, я считаю не уместным такое выражение, которое употребляется в нормативных правовых актах и юридической литературе, как "органы государственной власти и управления".

Не следует забывать и о том, что главное место в системе государственной власти, и ее органов, занимает Президент, который, в свою очередь, является главой государства. Он обязан обеспечивать, в частности, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Органом законодательной власти в Республике Беларусь выступает Парламент, именующийся Национальным Собранием.

Он одновременно выступает и в качестве представительного органа. К последним кстати законодатель решил отнести также и Президента, и местные Советы депутатов.

Что же касается законодательной власти, то к таковой относятся Парламент, частично Президент РБ, которому нормами Конституции дано право издавать такой вид нормативно-правовых актов, как декреты. Последние по значимости и юридической силе не уступают законам.

Следует обратить внимание на то, что законы и в том числе декреты обладают высшей после Конституции, конституционных законов, ратифицированных международных договоров юридической силой, другими словами - все остальные нормативные правовые акты должны им соответствовать.

Органы же исполнительной власти достаточно разнообразны в своем количестве. Но их схожими обязанностями следует считать осуществление исполнительной и распорядительной деятельности. Проще говоря, они исполняют либо организуют исполнение законодательных актов, решений вышестоящих по отношению к ним государственных органов, в том числе и Президента, и сами же осуществляют распорядительную по отношению к нижестоящим органам деятельность путем издания обязательных для исполнения правовых актов.

Классифицировать органы исполнительной власти следует по критерию масштабности деятельности. Таковыми могут быть республиканские и местные органы исполнительной власти.

Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - является центральным органом государственного управления. К республиканским органам исполнительной власти, в свою очередь, можно отнести министерства, государственные комитеты Республики Беларусь. Обычно положения о них утверждаются Правительством Республики Беларусь. В некоторых случаях Президент, который сочетает осуществление функций Главы государства и главы исполнительной власти, принимает акты, определяющие статус органов государства.

К местным органам исполнительной власти относят еще и исполнительные комитеты, местную администрацию.

Органам исполнительной власти более характерен принцип единоначалия, о котором шла речь более подробно в одной из глав курсовой работе. В отличие от представительных органов обычно они образуются или назначаются не путем выборов, а вышестоящими властными структурами.

По характеру полномочий органы исполнительной власти можно классифицировать на органы общей компетенции, которые имеют влияние на многие отрасли, и специальной компетенции, которые имеют отношение к отдельным отраслям деятельности.

К органам общей компетенции можно отнести Правительство, исполнительные комитеты, а к органам специальной компетенции - министерства, государственные комитеты и отдельные ведомства. Специально уполномоченные органы, в свою очередь, подразделяются на отраслевые и межотраслевые.

По форме осуществления своих полномочий органы исполнительной власти подразделяют на коллегиальные, которые осуществляют свои полномочия посредством принятия решений необходимым большинством голосов лиц, входящих в состав этого органа и те, в случае которых от имени этого органа выступает одно лицо, к примеру, министр.

Органы исполнительной власти имеют собственную организационную структуру. Она предполагает наличие многозвенных, соподчиненных между собой органов и внутреннюю организацию, обычно представляющую собой руководство.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Типология государств
В настоящее время выделяют два основных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный. До недавнего времени в России формационный подход признавался в качестве единственно верного и научного, поскольку отражал марксистское отношение к вопросу о типе государства. Главным критерием ...

Общая характеристика данных преступлений в современном российском уголовном праве
В данное время уголовно-правовая охрана нравственности осуществляется нормами различных разделов и глав Особенной части Уголовного кодекса РФ - о преступлениях против личности, экономических преступлениях и т.д. Однако задачей этих норм является обеспечение неприкосновенности нравственности отдельн ...

Особенности государственной регистрации права общей совместной собственности
Действующим законодательством предусмотрены случаи возникновения общей совместной собственности: между супругами, если на их имущество распространяется законный режим имущества супругов (гл. 7 раздела III СК РФ, ст. 256 ГК РФ); между членами крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 1 ст. 258 ГК РФ ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru