Судебная власть, как отдельная ветвь государственной власти, в Республике Беларусь принадлежит исключительно судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации.
Следует отметить, что Конституция Республики Беларусь устанавливает своими нормами запрет на образование чрезвычайных судов.
При осуществлении правосудия судьи придерживаются принципа независимости и законности, следовательно, какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.
Судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и другими судами, предусмотренными законами Республики Беларусь.
Согласно Закону "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь" к общим судам относятся: Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды, а к хозяйственным судам - Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей, города Минска.
В системе общих и хозяйственных судов законом допускается создание соответствующих специализированных коллегий, а также специализированных судов: по делам несовершеннолетних, семейным делам, административные, земельные, налоговые и другие.
Что же касается Конституционного Суда, то введение такого в систему судов было осуществлено после Референдума в ноябре 1996 года.
Институт конституционного правосудия, как известно, существует в абсолютном большинстве современных демократических государств. Реализация идеи правового государства, где обеспечивается верховенство права и где среди главных его источников является Конституция, требует наличия конституционного контроля.
В соответствии со ст.125 Конституции Республики Беларусь надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами призвана осуществлять прокуратура.
Таким образом, можно подвести итоги по данному вопросу относительно классификации государственных органов. Их насчитывается достаточно много, с разнообразием полномочий и ветвей государственной власти.
В ходе выполнения работы, я считаю, что цели и задачи, поставленные в начале, были исполнены в полном объеме.
Так, можно сделать вывод, что механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, которая на практике занимается осуществлением государственной власти, а также задач и функций государства, в частности и Республики Беларусь.
Государству необходим особо организованный и структурированный аппарат публичной власти. Он состоит из различных государственных органов, учреждений, которые взаимодействуют между собой и в совокупности представляют целостный, слаженно функционирующий механизм. Основу государственного механизма составляет особая система органов, непосредственно связанных с осуществлением тех или иных государственных функций.
Как показывают литературные источники и нормативно-правовая база, механизм государства стоит рассматривать в широком и узком смыслах. К примеру, в широком смысле механизм государства включает в себя все государственные органы, в том числе представительные, управленческие и судебные. В узком же смысле механизм государства представляет собой всего лишь органы государства, которые закон наделил объемом административной власти.
В ходе выполнения курсовой работы мной были выделены следующие характерные признаки государственных органов:
1) правовая основа деятельности, в том числе структура, функции, задачи и цели, компетенция государственных органов определяется исключительно действующим законодательством;
2) наличие властных полномочий;
3) деятельность непременно от имени государства;
4) издание обязательных для исполнения нормативно-правовых актов, в рамках своих полномочий.
Также необходимо знать, что одновременно с изменением функций государства может меняться и система его органов, а с изменением задач, в свою очередь, которые возлагаются на определенный государственный орган, может подвергнуться изменениям и структура самого органа.
На систему государственных органов, как правило, значительное влияние оказывают форма правления и государственное устройство.
Все органы государственной власти представлены в иерархии, то есть в определенном подчинении, и реализовывают свою деятельность, руководствуясь принципом "разрешено только то, что прямо закреплено в законе".
Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.
Таким образом, механизм современного государства представляет собой ту материальную силу, которая способна и должна обеспечить гармоничное развитие общественной жизни, охранять законные интересы своих граждан и их объединений, выступать гарантом стабильной, разумной политики на международной арене.
Ирригационная теория
Ирригационную теорию (или концепцию о "гидравлическом' происхождении и развитии государственности в некоторых странах Древнего Востока) связывают с именем современного немецкого ученого К.А. Витфогеля. В его работе "Восточный деспотизм" возникновение государства в ряде стран Древнего ...
Источники регулирования отношений в сфере дисциплинарной ответственности
К источникам регулирования отношений в сфере дисциплинарной ответственности относятся: общепризнанные нормы международного права, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, законы субъектов федерации ...
Континентальный шельф
Континентальный шельф - естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела. Последнее положение служит компенсацией тем странам, у которых подводная окраина материка находит ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.