Юриспруденция » Правовой анализ системы наказаний в соответствии с действующим Уголовным кодексом РФ » История применения лишения свободы как наказания по отечественному законодательству

История применения лишения свободы как наказания по отечественному законодательству

Страница 2

Реформы по улучшению условий содержания осужденных к лишению свободы проводились при Екатерине II и Александре I, но по существу мало что менялось. Отбывание наказания в виде лишения свободы, по общему правилу, связывалось с тяжелым физическим трудом и очень плохими условиями содержания. Самым тяжким наказанием в виде лишения свободы были каторжные работы. По Своду законов уголовных 1832 г. они делились на три разряда: 1) без срока; 2) на срок свыше восьми лет; 3) на срок от четырех до восьми лет. По Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. каторжные работы делились на семь степеней: первая - без срока и последняя (седьмая) степень - на срок от четырех до шести лет. Отбыванию наказания в виде каторжных работ предшествовало наказание плетьми от 30 до 100 ударов в зависимости от степени каторжных работ. По прибытии на место все каторжане зачислялись в разряд испытуемых и содержались в тюрьмах-острогах. Бессрочные носили ножные и ручные кандалы, срочные - только ручные. Всем каторжанам протертым порохом накладывалось на лицо клеймо. Работали они на рудниках Урала и Нерчинска. Осужденные к каторге без срока, особенно осужденные за убийство отца или матери, не переводились в отряд исправляющихся, режим им не менялся и в «состоянии дряхлости». Как уже отмечалось, лишение свободы назначалось также для отбывания в крепости, в тюрьмах или на заводах, в рабочем доме или смирительном доме.

Уголовное уложение 1903 г. предусматривало следующие виды наказаний, связанных с лишением свободы: 1) каторга без срока или на срок от 4 до 15 лет; 2) заключение в исправительном доме на срок от шести месяцев до шести лет с обязательной работой; 3) заключение в крепость на срок от двух недель до шести лет с содержанием в общих местах пребывания; 4) заключение в тюрьме на срок от двух недель до одного года с содержанием в одиночных камерах; 5) арест на срок от одного дня до шести месяцев. Для осужденных к каторге и к заключению в исправительном доме при одобрительном поведении допускалось досрочное освобождение, в первом случае с переводом на поселение с последующим освобождением, во втором - с освобождением из заключения (ст. 15-23).

В советский период лишение свободы предусматривалось во всех законодательных актах, начиная с Руководящих начал 1919г., которые устанавливали лишение свободы на определенный или на неопределенный, до наступления определенного события срок.

В УК РСФСР 1922 г. лишение свободы среди других видов социальной защиты предусматривалось на срок от 6 месяцев до 10 лет с обязательными работами, которые признавались необходимыми для исправления преступника. Лишение свободы делилось на два вида: 1) со строгой изоляцией - отбывалось в тюрьме; 2) без строгой изоляции - отбывалось в ремесленной или сельскохозяйственной колонии (ст. 32 и 34).

УК РСФСР 1926 г. предусматривал два вида лишения свободы: 1) лишение свободы в исправительно-трудовых лагерях в отдаленных местностях Союза ССР и 2) лишение свободы в общих местах заключения (пп. «б» и «в» ст. 20). Однако положения УК РСФСР, как и положения Исправительно-трудового кодекса (ИТК) РСФСР 1933 г. в отношении лиц, лишенных свободы, начиная с 1934г. по 1953г. применялись ограниченно и главным образом в отношении лиц, осужденных за общеуголовные преступления. Что касается государственных преступлений (гл. 1, ст. 581-5814 - о контрреволюционных преступлениях, ст. 591-5913 - об особо для Союза ССР опасных преступлениях против порядка управления), то УК РСФСР применялся номинально только для обозначения преступлений. Большинство дел об этих преступлениях рассматривалось не судами, а органами внесудебной расправы: особым совещанием при НКВД СССР в Москве и «тройками» на местах - при областных, краевых, республиканских управлениях НКВД. Многие граждане стали жертвами применения Закона «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности» от 7 августа 1932 г., который объявлял лиц, посягающих на эту собственность, «врагами народа»; указов Президиума Верховного Совета СССР «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» и «Об усилении охраны личной собственности граждан» от 4 июля 1947 г., установивших наказание в виде лишения свободы с отбыванием в исправительно-трудовых лагерях соответственно до 25 и 20 лет лишения свободы, часто независимо от стоимости и размера похищенного. В результате сотни тысяч граждан были незаконно, невинно или несправедливо осуждены, многие погибли в исправительно-трудовых лагерях, где исполнение наказания организовывалось по инструкции и приказам НКВД - МВД СССР вне рамок формально не отмененного ИТК РСФСР. Объявленная 27 марта 1953 г. амнистия не распространялась на лиц, осужденных за контрреволюционные преступления, хищения «социалистической собственности» и некоторые Другие преступления. Она не решила проблемы восстановления законности и порядка в отношении лиц, осужденных к лишению свободы. В связи с этим в 1955 г. был организован массовый пересмотр уголовных дел лиц, осужденных за указанные выше преступления комиссиями Президиума Верховного Совета СССР в регионах, где имелись исправительно-трудовые лагеря, с правом освобождения от наказания и прекращения уголовных дел от имени верховной власти. В комиссии входили представители партийных комитетов КПСС, общественных организаций, местных органов юстиции, судьи Верховного Суда РСФСР, а также лица, отбывавшие длительные сроки лишения свободы и реабилитированные. Эти комиссии пересмотрели все дела лиц, отбывающих наказание за контрреволюционные, хозяйственные и должностные преступления, а также дела о хищениях государственного и общественного имущества. Подавляющее большинство осужденных по этим делам было освобождено, часть дел вообще прекращена. В отношении лиц, осужденных за названные преступления и умерших в местах лишения свободы, Верховный Суд Российской Федерации пересматривал дела в течение последних сорока лет и реабилитировал осужденных почти по всем делам. Отказано в реабилитации было небольшому числу лиц, включая тех, которые сами занимались репрессиями, а потом стали жертвами тоталитарного режима.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Внешние функции современного государства
Внешние функции государства - это обусловленная сущностью государства его способность к деятельности вовне государства, реализуемая при соответствующих условиях в целях решения задач, стоящих перед ним. Можно выделить следующие внешние функции современного государства: функция обороны, функция инте ...

Ирландская прогрессивная система исполнения лишения свободы
Английская марочная система исполнения лишения свободы в первой половине XIX в. была воспроизведена в Ирландии в модифицированном виде. Основное ее отличие заключалось во введении после второй ступени отбывания наказания исполнения лишения свободы в переходной тюрьме, из которой возможным было усло ...

Историко-материалистическая теория
Вопросам происхождения государства и права в их единстве посвящено одно из основных произведений марксизма - труд Ф.Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", в связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана (1884). Во многом основанная на материале работы Фридриха Энг ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru