В связи с введением системы электронных карточек, удостоверяющих личность гражданина, требуется внесение изменений в Закон РК «Об электронно-цифровой подписи», изменение самой концепции ЭЦП как способа удостоверения содержания электронного документа.
Один из аспектов обозначенной проблемы – не решенный по сей день вопрос о представлении документов нотариусами. Представление документов может, а в ряде случаев должно осуществляться нотариусом в электронном виде, и это необходимо отразить в законопроекте. Представление документов нотариусом свидетельствует о соответствии содержания документа воле заявителей, обратившихся за нотариальным актом и (или) наличии воли заявителя на передачу соответствующего документа.
Можно выделить два вида документов, которые представляются нотариусом:
1) нотариально удостоверенные документы (договоры, акты, доверенности и др.), которые в электронном виде могут быть удостоверены и направлены исключительно нотариусом, их удостоверившим;
2) иные документы, передаваемые нотариусом по поручению гражданина.
Представление и получение документов в электронном виде нотариусом позволят решить ряд задач, которые на сегодняшний день вызывают немало затруднений. Европейский опыт показывает, что нотариусы постоянно осуществляют информационный обмен с иными государственными органами в электронном виде: как в процессе нотариального удостоверения договоров, так и при предоставлении информации в интересах государственных органов.
В силу этого может быть обеспечена аутентичность запросов и аутентичность отправки конкретным нотариусом. За самим реестром нотариальных актов должен быть закреплен статус государственной информационной системы, находящейся в собственности Республики Казахстан, с организацией доступа заинтересованных государственных органов к реестру нотариальных актов.
Нотариус как орган, выполняющий государственную функцию, участвует в электронном документообороте и в интересах государства, и в интересах граждан. В силу этого удостоверение его подписи должно осуществляться по правилам, установленным для государственных органов, а не для гражданина. Передача электронного документа нотариусом должна обеспечивать как гарантии соответствия текста документа воле заявителей, так и аутентичность адреса отправки этого документа, подтверждающего его передачу нотариусом.
Отсутствие регулирования представления электронных документов нотариусом создало существенный пробел в законодательстве, требующий незамедлительного устранения. Нотариат как структура, выполняющая публичные функции, осуществляет деятельность по оказанию государственных услуг. Тем не менее, нотариус не включен ни в перечень государственных органов, оказывающих государственные услуги, ни в перечень лиц, которые могут обращаться за оказанием таких услуг.
Напрашивается необходимость разработки Концепции по введению электронного документооборота.
В концептуальной проработке нуждаются следующие важнейшие вопросы:
1) удостоверение документа лицом, группой лиц, государственным органом, организацией;
2) возможность проверки подлинности удостоверяющих атрибутов в любое время (срок действия сертификата ЭЦП в настоящее время ограничен одним годом);
3) аутентификация лиц, участвующих в электронном документообороте;
4) определение понятия «подлинность» применительно к электронному документу, а также определение источника получения «подлинного» экземпляра электронного документа в условиях, когда документ может быть представлен одновременно в нескольких ипостасях и в нескольких местах;
5) архивное хранение электронных документов;
6) средства и способы юридически значимой визуализации (представления в читабельном виде) электронных документов;
7) реализация процедур согласования, отдачи распоряжений и указаний, принятия решений;
8) ведение электронных реестров документов и их правовое значение.
Участие прокурора в гражданском процессе
Участие прокурора в разбирательстве гражданских дел способствует осуществлению целей правосудия и реализации задач, стоящих перед судом, с тем, чтобы выполнялось требование закона о всестороннем, полном, объективном разбирательстве дела во всех судебных инстанциях и по каждому делу выносились закон ...
Характеристика и организационная структура Администрации сельского
поселения Дороховское
Администрация сельского поселения Дороховское сформировано главой Рузского муниципального района в соответствии с общей структурой администрации Рузского муниципального района, утвержденной решением совета депутатов Рузского муниципального района. Администрация сельского поселения Дороховское являе ...
Органы государственной власти Российской Федерации
В Конституции РФ вместо термина государственное управление используется понятие государственная власть. Действенным инструментом государственной власти является государственный аппарат-система органов государства. Государство осуществляет свою активную роль в жизни общества через государственный ап ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.