Юриспруденция » Основные положения нотариального делопроизводства » Внедрение в нотариальную деятельность государственной системы электронного нотариата «ЕНИС»

Внедрение в нотариальную деятельность государственной системы электронного нотариата «ЕНИС»

Страница 3

В связи с введением системы электронных карточек, удостоверяющих личность гражданина, требуется внесение изменений в Закон РК «Об электронно-цифровой подписи», изменение самой концепции ЭЦП как способа удостоверения содержания электронного документа.

Один из аспектов обозначенной проблемы – не решенный по сей день вопрос о представлении документов нотариусами. Представление документов может, а в ряде случаев должно осуществляться нотариусом в электронном виде, и это необходимо отразить в законопроекте. Представление документов нотариусом свидетельствует о соответствии содержания документа воле заявителей, обратившихся за нотариальным актом и (или) наличии воли заявителя на передачу соответствующего документа.

Можно выделить два вида документов, которые представляются нотариусом:

1) нотариально удостоверенные документы (договоры, акты, доверенности и др.), которые в электронном виде могут быть удостоверены и направлены исключительно нотариусом, их удостоверившим;

2) иные документы, передаваемые нотариусом по поручению гражданина.

Представление и получение документов в электронном виде нотариусом позволят решить ряд задач, которые на сегодняшний день вызывают немало затруднений. Европейский опыт показывает, что нотариусы постоянно осуществляют информационный обмен с иными государственными органами в электронном виде: как в процессе нотариального удостоверения договоров, так и при предоставлении информации в интересах государственных органов.

В силу этого может быть обеспечена аутентичность запросов и аутентичность отправки конкретным нотариусом. За самим реестром нотариальных актов должен быть закреплен статус государственной информационной системы, находящейся в собственности Республики Казахстан, с организацией доступа заинтересованных государственных органов к реестру нотариальных актов.

Нотариус как орган, выполняющий государственную функцию, участвует в электронном документообороте и в интересах государства, и в интересах граждан. В силу этого удостоверение его подписи должно осуществляться по правилам, установленным для государственных органов, а не для гражданина. Передача электронного документа нотариусом должна обеспечивать как гарантии соответствия текста документа воле заявителей, так и аутентичность адреса отправки этого документа, подтверждающего его передачу нотариусом.

Отсутствие регулирования представления электронных документов нотариусом создало существенный пробел в законодательстве, требующий незамедлительного устранения. Нотариат как структура, выполняющая публичные функции, осуществляет деятельность по оказанию государственных услуг. Тем не менее, нотариус не включен ни в перечень государственных органов, оказывающих государственные услуги, ни в перечень лиц, которые могут обращаться за оказанием таких услуг.

Напрашивается необходимость разработки Концепции по введению электронного документооборота.

В концептуальной проработке нуждаются следующие важнейшие вопросы:

1) удостоверение документа лицом, группой лиц, государственным органом, организацией;

2) возможность проверки подлинности удостоверяющих атрибутов в любое время (срок действия сертификата ЭЦП в настоящее время ограничен одним годом);

3) аутентификация лиц, участвующих в электронном документообороте;

4) определение понятия «подлинность» применительно к электронному документу, а также определение источника получения «подлинного» экземпляра электронного документа в условиях, когда документ может быть представлен одновременно в нескольких ипостасях и в нескольких местах;

5) архивное хранение электронных документов;

6) средства и способы юридически значимой визуализации (представления в читабельном виде) электронных документов;

7) реализация процедур согласования, отдачи распоряжений и указаний, принятия решений;

8) ведение электронных реестров документов и их правовое значение.

Страницы: 1 2 3 

Другое по теме:

Законодательная инициатива
Традиционно первой стадией законодательного процесса признается законодательная инициатива, которую, как первую стадию, отличает главным образом то, что ею приводится в действие механизм законотворческой деятельности парламента. С началом реализации законодательной инициативы, выражающейся в возбуж ...

"Родственный" критерий определения аффилированных лиц
На основании "родственного" критерия определения аффилированных лиц хозяйственного общества таковыми могут быть признаны, естественно, только физические лица. При этом исходя из ч. 2 ст. 56 Закона аффилированными лицами соответствующего хозяйственного общества могут быть родственники и св ...

Разложение первобытнообщинного строя и возникновение феодальных отношений в древней Руси
До IX-Xв. на территории Восточной Европы еще сохраняются первобытнообщинные отношения, патриархально-родовой строй. Хотя в Среднем Приднестровье разложение общины и началось гораздо раньше, но переселение с севера отсталых лесных славянских племен, вторжение кочевников отбросило назад эту группу пл ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru