Юриспруденция » Основные положения нотариального делопроизводства » Внедрение в нотариальную деятельность государственной системы электронного нотариата «ЕНИС»

Внедрение в нотариальную деятельность государственной системы электронного нотариата «ЕНИС»

Страница 1

Постоянное совершенствование и развитие законодательства в области создания электронного правительства позволило закрепить в нем нормы, предоставляющие гражданам и предпринимателям право при получении государственных услуг и лицензий не внося справки, нотариально заверенные копии документов, которые уже содержатся в государственных электронных ресурсах.

Одним из таких проектов государства стала Единая информационная система нотариата ЕНИС. ЕНИС или по-другому «е-нотариат» создана с целью обеспечения прозрачности нотариальной деятельности, существенного снижения рисков мошенничества при заключении сделок за счет идентификации и проверки документов физических и юридических лиц, движимого и недвижимого имущества, а также земельных участков. До сих пор в этой сфере не все было благополучно. К примеру, с 1998 года за нарушения нотариальной деятельности приостановлено действие 226 лицензий, в судебном порядке по иску Министерства юстиции лишены лицензии 26 нотариусов, прекращено действие 118 лицензий.

Единая нотариальная информационная система позволяет нотариусам проводить проверку документов и определять статус граждан через государственные базы данных. При этом предусмотрено обязательное наличие электронной цифровой подписи у нотариусов, а также ведение, как обычного реестра регистрации нотариальных действий, так и электронного реестра «е-нотариата».

Детальные исследования АО «Национальные информационные технологии» совместно с Министерством юстиции РК, которые являются разработчиками программы, убедили в том, что ЕНИС имеет высокий уровень защиты: все личные данные клиентов доступны в ней только пользователю, то есть самому нотариусу.

В сегменте электронного реестра, доступном для других нотариусов, которые удостоверяют подлинность документов посредством ЕНИС, отражаются лишь даты, номера, тип действия и анкетные данные физических лиц, совершивших те или иные нотариальные действия.

Контроль за безопасностью информации будет осуществляется, как Министерством связи и информации, так и органами национальной безопасности. Единая нотариальная информационная система «е-нотариат» дает огромные возможности для сокращения времени обслуживания граждан у нотариусов, а также ограждает самих нотариусов от действий мошенников.

К примеру, при заверении сделок с недвижимостью нотариус может установить юридическое состояние недвижимости в режиме реального времени, обратившись к базам данных центров недвижимости. Это исключает необходимость представления справки об отсутствии обременения.

Цель создания и внедрения ЕНИС заключается в обеспечении эффективной работы нотариусов и их взаимодействие с республиканской и территориальными нотариальными палатами, с МЮ РК, обеспечении населения качественными, правовыми нотариальными услугами, формирование своевременной и достоверной отчетности о нотариальных действиях.

В декабре 2009 года ЕНИС была внедрена в опытную эксплуатацию в пилотной зоне - городе Астана.

Задачами проекта ЕНИС стали:

реализация государственной политики в области нотариальной деятельности;

ведение централизованного реестра нотариальных действий нотариусов;

реализация возможности в реальном режиме времени проверить документы и статус физических, юридических лиц, движимого и недвижимого имущества, земельных участков;

обеспечение населения качественными правовыми услугами, исключение мошенничества и рейдерства;

обеспечение контроля и мониторинга нотариальной деятельности на территории Республики Казахстан;

повышение качества работы нотариусов за счет информационной поддержки их деятельности, а также повышение эффективности оказания нотариальных услуг.

Автоматизация бизнес-процессов нотариальной деятельности предназначена для создания электронного нотариального реестра совершенных нотариальных действий, снижения риска мошенничества при заключении сделок за счет идентификации и проверки документов физических и юридических лиц, недвижимого и движимого имущества, а также земельных участков, для повышения качества работы нотариусов за счет автоматизации их деятельности по проверке на легитимность документов и статусов физических (недееспособный, осужденный, умерший, разыскиваемый) и юридических лиц (действующий/недействующий), и недвижимого и движимого имущества (отсутствие обременения), а также в целях упрощения процесса координации и мониторинга деятельности нотариусов.

Благодаря созданию и внедрению ЕНИС стало возможным обеспечение информационного взаимодействия между нотариусами и нотариальными палатами, а также контролирующим органом – Министерством юстиции Республики Казахстан, координации нотариальной деятельности, предоставления полной и достоверной информации обо всех зарегистрированных нотариальных документах и интеграция с информационными системами государственных баз данных «Физические лица», «Юридические лица», «Регистр недвижимости», «Е-лицензирование», «Записи актов гражданского состояния», Национальным удостоверяющим центром, Платежным шлюзом ЭП.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru