Структурно ЕНИС представляет собой централизованную информационную систему, объединяющую всех пользователей с использованием публичных каналов связи (Интернет). Сервер ЕНИС взаимодействует с пользователями системы с помощью веб-интерфейса (обычного браузера).
При работе с ЕНИС аутентификация пользователей производится по ЭЦП, аутентификация сервера при этом обеспечивается SSL сертификатом, обмен информацией ведется в защищенном режиме (SSL соединение).
Программа обеспечивает своевременную и достоверную отчетность о нотариальных действиях, эффективную работу нотариусов и их взаимодействие с республиканской и территориальными нотариальными палатами, с министерством юстиции РК. Населению в свою очередь предоставляются качественные, правовые нотариальные услуги.
За прошедший 2010 год 90 процентов нотариусов Республики Казахстан подключены к системе «е-нотариат». В 2011-2012 годах будут проведены работы по тиражированию системы по территории всего Казахстана.
Как видно из представленного выше описания ЕНИС является довольно прогрессивной справочной системой, но все-таки функционал ее сильно ограничен. И среди самых главных ее недостатков можно выделить одностороннее взаимодействие с пользователем в лице нотариусов и рядовых граждан.
Интеграция с сервисом ЭЦП (электронная цифровая подпись) могла бы существенно расширить функционал ЕНИС за счет обеспечения онлайн-приема и обработки нотариальных документов между нотариусами и их клиентами. Помимо этого существенно сократились бы сроки обновления базы данных нотариальных документов интернет-портала ЕНИС.
Вернемся к возможности использования в системе электронного нотариата электронной цифровой подписи.
Представление документов в электронной форме является разновидностью обращения в государственные органы с целью получения государственных услуг. Порядок обращения за получением государственных услуг будет регулироваться Законом РК «О государственных услугах», который в настоящее время находится на стадии законопроекта.
В то же время указанный законопроект, в его нынешнем виде, не в полном объеме отвечает потребностям казахстанского общества, поскольку не учитывает специфики представления отдельных документов в силу особенностей их принятия или особого порядка передачи. В частности, в законопроекте должен найти отражение тот факт, что в некоторых случаях нотариус не только может, но и обязан представлять документы в электронном виде.
Предусмотренный в проекте Закона «О государственных услугах» порядок представления документов в электронном виде действует лишь в отношении документов, удостоверяемых и предъявляемых гражданином. Следовательно, он не может быть применен для случаев представления договоров и иных документов, удостоверенных иными лицами, несколькими лицами, в том числе удостоверенных нотариально.
Так же принципиально не решен вопрос о средствах электронной индивидуализации юридических лиц и получения ими государственной услуги. Таким образом, можно говорить о существовании проблемы, требующей глобального и частного решения.
Если говорить о глобальном решении, то требуется принятие системы государственных нормативно-правовых актов, регулирующих электронный документооборот между частными лицами, а также документооборот с участием органов публичной власти, в том числе между органами власти. По-видимому, законодательная модель должна быть следующей. В ГК РК необходимо определить понятие электронного документа (уведомления, сделки и др.) и допустимость его направления (совершения) в определенных случаях.
Общие требования к электронному документообороту должны найти отражение в специальном законе, где следует закрепить правила заверения электронного документа, контроля аутентичности отправки и др. Также необходимо решить вопрос о средствах индивидуализации при электронном документообороте юридических лиц и государственных органов.
Принципиально важно отразить в проекте Закона «О государственных услугах» правила ведения публичных электронных реестров, общие требования к их сохранности, порядку ведения и организации доступа. В связи с появлением электронных баз данных широкого доступа они получат приоритет над источниками на бумажных носителях, который должен быть закреплен в Законе.
По существу должна быть сформирована система электронных реестров с широким, но регламентируемым доступом, начиная от реестра законов, указов Президента РК, постановлений Правительства РК, реестров юридических лиц и предпринимателей, прав на недвижимость, актов гражданского состояния, и кончая реестрами актов, принимаемыми лицами, выполняющими государственные функции – нотариусами, арбитражными управляющими, кадастровыми инженерами и др. Система ведения таких реестров должна подчиняться общим принципам, на все должно быть закреплено право собственности государства.
Организационно-методические особенности самостоятельной работы учащихся на
уроках права
Самостоятельное, исследовательское обучение: 1. Ученик самостоятельно постигает ведущие правовые понятия и идеи, а не получает их в готовом виде от учителя. 2. Ученики самостоятельно принимают решения о выборе способа работы с изучаемым юридическим материалом. 3. На практических занятиях ученики вы ...
Предпосылки
усиления роли юрисконсультов
После экономического кризиса 1970-х годов корпорации были вынуждены пойти на существенное сокращение издержек. Одной из значительных статей расходов была трата на юридическое обслуживание со стороны адвокатских контор, причем цены на их услуги постоянно росли. Выход напрашивался сам собой: необходи ...
Способы обеспечения исполнения предпринимателями своих обязательств
Под обязательством в гражданском законодательстве понимается правоотношение, в силу которого одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действ ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.