Госдума РФ поддержала административные ограничения энергопотребления Госдума приняла в первом чтении законопроект "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", предусматривающий введение нормативов энергоэффективности устройств мощностью свыше 3 кВт.
Следить за исполнением нормативов и запрещать использовать энергонеэффективную технику будет "энергополиция" - уполномоченный орган правительства России.
Ряд депутатов Госдумы и эксперты опасаются, что законопроект нанесет существенный ущерб экономике, ограничивая потребление энергии. В РСПП рассчитывают на доработку документа, правление союза будет обсуждать документ 28 ноября.
Пользователям законопроектом предписывается самостоятельно определить энергоемкость используемых помещений и устройств, если их мощность превышает 3000 Вт, по специальной методике, которую еще предстоит разработать и утвердить. Полученные результаты по другой методике пересчитываются в "коэффициент энергоэффективности" и направляются в "уполномоченный орган", которым вносятся в специальный реестр. "К обороту на территории РФ не допускаются устройства, коэффициент энергоэффективности которых не соответствует необходимому уровню, установленному уполномоченным органом", - говорится в законопроекте. Запрещается также вводить в эксплуатацию энергонеэффективные помещения. За использование устройств и помещений, не укладывающихся в нормативы, взимается плата. За уклонение от предоставления сведений пользователь несет ответственность. В соответствии с финансово-экономическим обоснованием проекта, на функционирование "уполномоченных органов" энергонадзора предполагается ежегодно выде лять из бюджета 80 млн руб. Законопроектом предусмотрены также экономические стимулы, направленные на поддержку энергосбережения. Компаниям, которые инвестируют в энергосберегающие технологии, в соответствии с законопроектом, "могут быть предоставлены" субсидии из федерального бюджета.
Аналитики крайне скептически оценили законопроект. "Фундаментальная проблема, которая порождает избыточное энергопотребление, - это неадекватные цены на электроэнергию. Появление этого законопроекта говорит о том, что электроэнергетика у нас до сих пор не стала настоящим бизнесом", - заявил старший научный сотрудник Академии народного хозяйства В. Новиков. "Это очень плохой закон, так как он пытается ограничить потребление энергии. То есть длина очереди регулируется не ценой, а административно. С одной стороны, мы развиваем электроэнергетику, привлекаем инвестиции, а с другой - зажимаем потребление. Можно просто закрыть половину станций - эффект будет тот же. А вводить нормативный уровень энергопотребления - это то же самое, что определить норматив еды. Если продовольствия не хватает, то можно отпустить цены и стимулировать сельхозпроизводителя, а можно объявить половину граждан пищенеэффективными и штрафовать их за то, что они не укладываются в норматив", - заявил президент консалтинговой компании Techinvestlab.ru А. Левенчук. Он также отметил, что закон открывает дополнительные возможности для перекрестного субсидирования между "чистой" и "нечистой" генерацией, а также между индивидуальными и промышленными энергопользователями.
Нормативно-правовая база энергосбережения является одним из основных реально действующих механизмов повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.
Можно с определенной степенью уверенности констатировать, что основополагающая нормативно-правовая база энергосбережения в России в настоящее время создана, но она сегодня полностью не востребована.
Но большинство из положений Федерального закона Российской Федерации "Об энергосбережении" в части, касающейся льгот, дифференциации тарифов, энергосберегающей составляющей региональных тарифов и т.д., сегодня не работают. Многие регионы самостоятельно пытаются решить эти вопросы, но без федеральной нормативно-правовой базы попытки регионов могут быть безуспешными.
Думается, что частично компенсировать эти "недостающие законодательства" возможно через региональное законодательство, которое в настоящее время значительно продвинулось в сторону мер практического энергосбережения.
22 субъекта Российской Федерации приняли законы об энергосбережении, в 34-х работа продолжается. В 42-х субъектах Российской Федерации действуют соответствующие постановления. Реализуются более 20 региональных программ энергосбережения. Наиболее интенсивно работы по энергосбережению развиваются в Москве, Нижегородской, Челябинской, Тульской, Томской, Саратовской Костромской, Свердловской, Московской и Белгородской областях, в Республике Карелия и ряде других регионов. Одиннадцать субъектов Российской Федерации поддерживают энергосберегающие программы средствами областных бюджетов. В четырех регионах их администрации ввели налоговые льготы, стимулирующие инвестирование энергосбережения
"Родственный" критерий определения аффилированных лиц
На основании "родственного" критерия определения аффилированных лиц хозяйственного общества таковыми могут быть признаны, естественно, только физические лица. При этом исходя из ч. 2 ст. 56 Закона аффилированными лицами соответствующего хозяйственного общества могут быть родственники и св ...
Развития законодательства о защите прав потребителей
Еще одной особенностью правового регулирования в рассматриваемой области было наличие большого числа подзаконных актов, регулирующих отдельные сферы взаимоотношений с участием граждан-потребителей и зачастую содержащих нормы, ущемляющие интересы потребителя. Защита прав потребителей как самостоятел ...
Экономические, социальные и культурные права и свободы
Экономические, социальные и культурные права и свободы - это права и свободы, обеспечивающие реализацию и защиту жизненных потребностей человека в экономической, социальной и культурной сферах. Права и свободы этой группы, как и личные права и свободы, не зависят от гражданства и принадлежат каждом ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.