В отличие от договора подряда (гл. 37 ГК) гл. 38 ГК имеет более простую структуру. В ней не выделяются общая часть и отдельные параграфы, посвященные особым видам договоров, хотя уже из определения, приведенного в п. 1 ст. 769 ГК, видно, что нормы гл. 38 ГК посвящены двум разновидностям договоров - договорам на проведение научных исследований и договорам на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ.
Нормативная база, регулирующая научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, весьма обширна. В первую очередь следует упомянуть такие законы, как Закон РФ от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах" <1>, Патентный закон от 23 сентября 1992 г. <2>, Закон РФ от 23 сентября 1992 г. "О правовой охране топологий интегральных микросхем" <3>. Важное значение имеет Федеральный закон от 23 августа 1996 г. "О науке и государственной научно-технической политике". Необходимость учета интересов государства обусловила принятие таких нормативных актов, как Указы Президента РФ от 14 мая 1998 г. N 556 "О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения"; от 22 июля 1998 г. N 863 "О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий"; Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1998 г. N 1132 "О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения" <6>. В той части, в которой результаты работ получают охрану в качестве сведений, составляющих коммерческую тайну, применяется Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера", а в части, составляющей государственную тайну, - Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. "Об информации, информатизации и защите информации".
2. Специальных требований к форме договоров гл. 38 ГК не устанавливает, поэтому должны применяться общие правила о формах сделок. В случаях когда работы выполняются для государственных нужд, порядок заключения и форма договора определяются правилами, установленными для договоров подряда для государственных нужд.
3. Сторонами договора являются заказчик и исполнитель. Исполнителем могут выступать любые юридические и физические лица, лицензирование деятельности по НИОКР не предусмотрено. Вместе с тем исполнителями выступают, как правило, специализированные научно-исследовательские, конструкторские организации, для которых НИОКР - основные или ведущие виды деятельности. На стороне заказчика могут выступать любые субъекты гражданского права - граждане, юридические лица, публичные образования.
4. Предметом договора на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских или технологических разработок, что следует из самого понятия, является деятельность по выполнению этих работ и передача их результатов заказчику.
Раскрывая содержание предмета, необходимо оценивать специфику работ и получаемого результата.
Закон "О науке и государственной научно-технической политике" (ст. 2) раскрывает содержание таких категорий, как "научно-исследовательская деятельность", "фундаментальные научные исследования", "прикладные научные исследования", "научно-техническая деятельность", "экспериментальные разработки".
Научно-исследовательская деятельность - общая родовая категория, объединяющая исследования фундаментального и прикладного характера. Сами эти исследования отличаются друг от друга уровнем творческого осмысления стоящих перед исполнителем проблем.
Фундаментальные исследования направлены на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды. Прикладные исследования направлены на применение существующих знаний и в известной степени производны от них.
Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения
нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г
Причиной создания Конвенции послужила тяжелая авария танкера «Еххоn Va1dez» у берегов Аляски в марте 1989 г. Ее политические последствия были таковы, что на заседании «семерки», состоявшемся в Париже в июле того же года, была принята Декларация по защите окружающей среды, среди положений которой со ...
Экологическая
информация в российском законодательстве
В России в целом довольно развитое законодательство, регламентирующие право на получение экологической информации. Как уже отмечалось выше, информационные права граждан находятся в тесной взаимосвязи с экологическими и способствуют их реализации. В ст. 42 Конституции РФ говорится о том, что каждый ...
Основания расторжения договора коммерческого найма
Прекращение жилищного правоотношения, возникающего из договора найма жилого помещения, может иметь место как в следствие расторжения договора найма, так и по другим основаниям (смерть одинокого нанимателя). Поэтому понятие «прекращение договора найма» шире понятия «расторжение договора найма». Раст ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.