Государственное регулирование, в том числе тарифов и цен, проявляется через систему законодательных актов и нормативных документов, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, предусматривающих прежде всего правовую, финансовую поддержку энергосбережения со стороны государства, границы применения финансово-экономических механизмов, стандартов и сертификации, обязательность проведения на предприятиях энергетических обследований для оценки использования топливно-энергетических ресурсов и др.
В Федеральном законе N 41-ФЗ от 14.04.1995 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" определены принципы государственного регулирования тарифов. Во исполнение вышеуказанного Закона начали действовать Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации и региональные энергетические комиссии, которые призваны жестко решать задачи государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию на федеральном и региональном уровнях соответственно. Главной задачей действующей тарифной политики является утверждение экономически выгодных тарифов для потребителей, которые способствовали бы хозяйственному развитию предприятий в условиях рынка. Государственное регулирование тарифов на потребляемую энергию должно быть объективным, однозначным, бесспорным и прогнозируемым.
При этом регулирование экономических отношений между производителями и потребителями энергии должно осуществляться путем выпуска целого ряда нормативно-методических документов федерального и регионального уровней, что и определило содержание действующей тарифной политики. Руководители всех уровней должны знать перспективу повышения тарифов для построения энергосберегающих планов предприятий.
Услуги по передаче энергии относятся к сфере естественных монополий. Так как к естественным монополиям неприменимы рыночные механизмы регулирования (конкуренция), они подлежат государственному регулированию, в задачи которого входят:
ценовое регулирование;
определение потребителей, обслуживаемых естественными монополиями в обязательном порядке;
установление минимального уровня обеспечения потребителей при невозможности полного удовлетворения спроса на товарном рынке;
государственный контроль за действиями субъектов естественных монополий, которые могут ущемить права потребителей.
Сбалансированные тарифы должны обеспечить предотвращение монопольного завышения стоимости потребленной энергии; включение механизмов энергосбережения и противозатратных механизмов при регулировании тарифов.
В настоящее время причина малой эффективности действующей тарифной политики заключается в недостаточной разработке механизма реализации существующей законодательной базы. Кроме того, на сегодняшний день отработана только одна сторона оперативной деятельности государственных органов регулирования - прием распределения тарифов на электрическую энергию по группам потребителей. Но не отработаны целевые и адресные стороны этой деятельности.
Целевое и адресное установление тарифов для крупных и энергоемких предприятий должно опираться на определенный Правительством РФ перечень таких предприятий.
Решение данных задач, по мнению Ю.В. Сахарнова, должно способствовать: "установлению тарифов на электрическую и тепловую энергию, соответствующих реальным затратам на производство и транспорт энергии и ее реальной потребительской ценности. Такие тарифы обеспечивают действительно стимулы к энергосбережению как у потребителя, так и у продавца (производителя) энергии. Кроме того, появится возможность финансировать программы по энергосбережению за счет тарифной составляющей как оптового, так и региональных энергорынков.
Особенности представительства в уголовном процессе
Представительство в уголовном процессе по правовому содержанию схоже с другими видами представительства однако в силу личного характера уголовно-процессуальной деятельности представительство в уголовном судопроизводстве, как правило, не исключает, а, наоборот, предполагает одновременное участие и п ...
Особенности
купли-продажи земли
Объектом права собственности на землю для всех субъектов права собственности является земельный участок (доля земельного участка). Земельный участок, обслуживающий здание или сооружение, неразрывно связанный с застройкой одним назначением, целевым использованием, является принадлежностью главной ве ...
Сущность аренды предприятия, права сторон
По договору аренды предприятия в целом как имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование земельные участки, здания, сооружения, оборудование и другие входящие в ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.