Юриспруденция » Развитие теоретических взглядов на проблему борьбы с коррупционными преступлениями

Развитие теоретических взглядов на проблему борьбы с коррупционными преступлениями

Страница 3

Согласно иному мнению (то есть сторонников широкого толкования понятия коррупции) не следует воспринимать коррупцию в таком усеченном виде и ассоциировать отношения только с подкупом, взяточничеством. Коррупция представляется куда более сложным негативным социальным явлением, включающим не только указанные коррупционные деяния. Б.В.Волженкин считает, что коррупцию необходимо рассматривать как социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные (муниципальные) служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах. Аналогичного мнения придерживается и С.В.Максимов. Под коррупцией он понимает использование государственными, муниципальными и иными публичными служащими (в том числе депутатами и судьями) либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе международных) своего статуса для незаконного получения имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе неимущественного характера). Л.Д.Гаухман предлагает рассматривать коррупцию не менее чем в четырех значениях: общесоциальном, политэкономическом, криминологическом и уголовно-правовом. По его мнению в общесоциальном смысле коррупция предполагает использование должностным лицом предоставленных ему полномочий и вытекающих из них возможностей для незаконного личного обогащения. Политэкономический аспект коррупции выражается в опосредованном присвоении должностными лицами чужой собственности путем получения власти. В криминологическом значении коррупция – это антисоциальное, общественно опасное, угрожающее экономической и политической безопасности страны явление, составляющее совокупность преступлений, совершаемых должностными лицами в целях личного обогащения за счет государства, коммерческих и иных организаций и граждан. В уголовно-правовом значении коррупция представляет собой предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, субъектом которых являются должностные лица и которые совершаются посредством использования должностных полномочий из корыстной заинтересованности и в целях личного обогащения.

Сопоставление рассмотренных подходов к понятию «коррупция» в отечественной науке, международных документах позволяет сделать вывод о том, что единое понятие «коррупция» не сформировано; данное социальное явление многоаспектно, каждый подход важен, потому что показывает значимые черты коррупции, а любое ее научное исследование формирует понятие с новыми свойствами и признаками. В Республике Беларусь понятие коррупции закреплено на законодательном уровне принятым 20 июля 2006 года Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (с изменениями и дополнениями, внесенными 21 июля 2008 года). Но наиболее отражающей всю многоаспектность явления видится следующая дефиниция: коррупция – это негативное социальное явление, поражающее различные сферы жизни общества и заключающееся в деформации деятельности вследствие использования государственными должностными или приравненными к ним лицами либо иностранными должностными лицами своего служебного положения (полномочий, авторитета и статуса службы) в своих интересах и (или) физических и юридических лиц для противоправного получения выгод материального или нематериального характера для себя лично либо в корпоративных интересах.

О понятии «коррупционное преступление» также не сформировано единого мнения. Во многом это обусловлено тем, что в ряде государств на законодательном уровне не закреплен перечень коррупционных преступлений (в отличие от Республики Беларусь, где постановлением Прокуратуры, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 5 апреля 2007 г. № 17/94/11 к коррупционным отнесены 14 составов преступлений).

Многие правоведы, заинтересованные вопросами коррупционной преступности, исследование сводят к изучению только проблемы взяточничества. Но некорректно рассматривать коррупцию лишь в узком ее понимании. Действительно, взяточничество является наиболее ярким проявлением коррупции, но это не означает их тождественности. В перечень коррупционных действий можно включить наряду со взяточничеством и ряд других неправомерных проявлений. По мнению В.В.Лунеева лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, переход деятелей и государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих фирм за счет бюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества и т.п. следует относить к завуалированным формам коррупции. Сторонники широкой трактовки содержания коррупционных преступлений относят к ним не только практически все должностные преступные деяния, но и иные правонарушения должностных лиц, а также несоблюдение ими этических и иных норм. Некоторые авторы не дают никаких определений, а пытаются ограничить круг преступлений, относящихся, по их мнению, к коррупционным. А.И.Долгова отмечает, что круг коррупционных преступлений не совпадает с должностной преступностью, так как он не включает халатность; не вполне он совпадает и с преступностью по службе. Коррупционная преступность включает разные уголовно-правовые классы деяний. Ее составляют многие преступления против власти, государственной и иной службы. Круг этих деяний устанавливается при изучении уголовных дел, материалов о взяточничестве, коммерческом подкупе, незаконном участии в предпринимательской деятельности, а анализ последних начинается со статистических данных.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другое по теме:

Государственная региональная политика
Государственная региональная политика должна являться неотъемлемой составной частью политики государства, направленной на организацию территории страны в соответствии с принятой государственной стратегией развития. Объективными предпосылками региональной политики выступают структурная неоднородност ...

Принципы третейского судопроизводства
В юридической литературе принципы третейского судопроизводства определяются как «выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание, его основы, закрепленные в нем закономерности общественной жизни. Принципы – это то, что пронизывает право, выявляет его содерж ...

Особенности завещания как формы наследования
Законодательные требования таковы (ст. 1124 ГК РФ), что завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом. Удостоверение завещания другими лицами допускается в особо предусмотренных случаях, когда право совершения нотариальных действий предоставлено законом должностным л ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru