Государство » Средства и основные направления государства в системе государственной службы в целях контроля по противодействию коррупции » Понятие контроля в системе государственной службы РФ

Понятие контроля в системе государственной службы РФ

Страница 1

Государственный контроль - деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.

Контроль за расходами отдельных гражданских служащих является важнейшей составляющей системы мер по профилактике и борьбе с коррупционными правонарушениями, позволяющей сопоставлять расходы и доходы гражданских служащих, особенно гражданских служащих, занимающих высшие руководящие должности.

3 декабря 2012 г. были приняты Федеральный закон № 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее - Закон о контроле за расходами), а также Федеральный закон № 231-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"».

В пояснительной записке к Закону о контроле за расходами отмечалось, что полностью антикоррупционный потенциал обязанности по представлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера может раскрыться лишь при установлении контроля за источниками средств, на которые приобретается имущество (т. е. установления контроля за расходами). Представленные за 2009-2011 гг. сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера образовали базу данных, достаточную для перехода к следующему этапу реализации государственной антикоррупционной политики - этапу контроля за расходами.

Указом Президента от 23 июня 2014 годабыла утверждена форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера которая в отличие от предыдущей (Указ Президента

Российской Федерации от 18.05.2009 № 558) добавлена разделом 2: Сведения о расходах. Согласно Указу госслужащие и иные лица с 1 января 2015 года сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера будут представлять по новой форме.

Закон о контроле за расходами распространяется на широкий круг лиц. Помимо государственных и муниципальных служащих, к ним относятся лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, должности в Банке России, в государственных корпорациях, в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и др.

Таким образом, Закон о контроле за расходами предусматривает осуществление такого контроля, в том числе и в отношении Президента РФ, членов Правительства РФ, членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатов Государственной Думы и других лиц, замещающих государственные должности РФ.

По мнению ученых, законодательство о государственной службе должно более дифференцированно подходить к вопросу осуществления контроля за доходами и имуществом служащих. Так, в отношении всех лиц, состоящих на государственной службе, должна быть установлена обязанность предоставления сведения о собственных доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. В то же время в отношении достаточно узкого круга служащих, занимающих руководящие посты и принимающих ответственные решения, следовало бы закрепить обязанность предоставления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не только своих супругов и детей, но и всех лиц, связанных с ними отношениями близкого родства или свойства. В качестве образца в этом плане может быть использован перечень, содержащийся в п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов).

В связи с принятием Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"в Закон была введена статья, регулирующая вопросы представления гражданскими служащими сведений о своих расходах, а также расходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

Однако устанавливать обязанность представлять сведения о своих расходах, а также расходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в отношении всех гражданских служащих нецелесообразно. В связи с этим законодатель в ч. 1 ст.20.1 установил, что такая обязанность возлагается лишь на гражданских служащих, замещающих должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный соответствующим нормативным правовым актом РФ. Это означает, что соответствующий представитель нанимателя вправе самостоятельно определить перечень должностей, замещение которых, по его мнению, может быть сопряжено с коррупционными правонарушениями. Практика показывает, что в данные перечни включаются должности, замещение которых влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательства имущественного характера гражданского служащего и членов его семьи (см., например, Постановление губернатора Приморского края от 1 сентября 2009 г. N 60-пг "Об утверждении перечня должностей государственной гражданской службы Приморского края, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие Приморского края обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи").

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Анализ особенностей и криминологическая характеристика личности коррупционера
Взяточничество - организованное преступное формирование, деятельность которого носит корыстно-ненасильственный характер. Субъектом получения взятки является должностное лицо. Согласно УК РФ должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функци ...

Особенности системы административных взысканий
Административные взыскания выражаются, как правило, либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, администр ...

Компенсация расходов, связанная с переездом в районы Крайнего Севера и местности приравненные к ним
Основанием для получения гарантий и компенсаций при переезде в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (независимо из-за пределов указанных районов или внутри них) является факт заключения трудового договора между работником и работодателем. В статье 326 Трудового кодекса, в отличие о ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru