Юриспруденция » Административные правонарушения » Возбуждение дела из административного правонарушения мировыми судьями

Возбуждение дела из административного правонарушения мировыми судьями

Страница 1

Деятельность мирового судьи по делам об административных правонарушениях в процессе по применению мер административного принуждения в случаях совершения административных правонарушений проходит несколько сменяющих друг друга стадий, в рамках каждой из которых разрешаются конкретные организационные и исследовательские задачи по реализации права. В юридической литературе нет единства мнений о количестве стадий правоприменительного процесса. Наиболее убедительным представляется мнение о трех основных стадиях процесса применения права:

1) установление фактической основы дела;

2) установление юридической основы дела;

3) принятие решения по делу.

Названные стадии, характерные для правоприменительного процесса в целом, имеют место и в производстве по делам об административных правонарушениях.

В то же время Д.Н. Бахрах утверждает, что на каждой стадии существуют этапы - группы взаимосвязанных действий. Схематически система стадий и этапов производства может быть представлена следующим образом:

I. Административное расследование:

1) возбуждение дела;

2) установление фактических обстоятельств;

3) процессуальное оформление результатов расследования;

4) направление материалов дела для рассмотрения по подведомственности.

II. Рассмотрение дела:

1) подготовка дела к рассмотрению;

2) анализ собранных материалов, обстоятельств дела;

3) принятие постановления;

4) доведение постановления до сведения.

III. Пересмотр постановления:

1) обжалование, опротестование постановления;

2) проверка законности постановления;

3) вынесение решения;

4) доведение решения до сведения.

IV. Исполнение постановления:

1) обращение постановления к исполнению;

2) фактическое исполнение;

3) окончание исполнения (дела).

Любой стадии производства по делам об административных правонарушениях присущи следующие характерные черты:

во-первых, она является самостоятельной частью производства, имеющей свои специфические задачи;

во-вторых, ей присущ особый круг участников производства;

в-третьих, на каждом ее этапе совершаются разные юридические действия в определенной логической последовательности и в установленных временных границах, завершаемые принятием решения в специально предусмотренной форме (оформляются специальным процессуальным документом).

Рассматривая стадии указанного производства, В.Г. Розенфельд и Ю.Н. Старилов утверждают, что производство по делам об административных правонарушениях состоит из трех стадий:

1) возбуждение производства по делам об административных правонарушениях (установление факта административного правонарушения и составление протокола);

2) рассмотрение и решение дела;

3) обжалование (опротестование) и пересмотр постановления по делу об административном правонарушении.

Автор работы поддерживает данную точку зрения и в настоящей работе будут рассмотрены данные стадии.

Переходя к анализу деятельности мирового судьи в административно-процессуальном аспекте, стоит подчеркнуть, что такая деятельность по рассмотрению дел об административных правонарушениях, протекающая в определенной процессуальной форме, состоит в установлении фактических обстоятельств дела, выборе и анализе нормы права, подлежащей применению, и в решении дела, выраженном в акте применения права. Следовательно, в ходе рассмотрения судьей административно-деликтных дел происходит реализация административно-процессуальных норм.

В процессе деятельности судьи по рассмотрению дел об административных правонарушениях особое значение приобретает строгое соблюдение норм материального права, а также порядка рассмотрения этих дел, урегулированного административно-процессуальными нормами, что обусловливается спецификой правоотношений с участием органа публичной власти, обладающего государственно-властными полномочиями по отношению к другой стороне, которая таких полномочий не имеет. Как следствие, от соблюдения административно-процессуальных норм, регулирующих административно-деликтную деятельность судьи, во многом зависит соблюдение прав граждан.

В КоАП РФ нет нормы аналогичной ч.2 ст. 202 АПК РФ устанавливающей, что производство по делам о привлечении к административной ответственности в арбитражном суде возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. В тоже время ряд анализ норм КоАП РФ позволяют сделать вывод, что о действиях мирового по решению вопроса о возможности принятия заявления к своему производству, которую можно условно именовать как возбуждение дела об административном правонарушении.

Как отмечается в юридической литературе, возбуждение административного дела у мирового судьи по сути совпадает с подготовкой к рассмотрению дела, которая заключается в выяснении ряда важных вопросов, которые требуется разрешить до начала рассмотрения дела по существу, и предусмотренная ст.29.1 КоАП РФ. Как указано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении обязан провести перечисленные в ст. 29.1 КоАП РФ процессуальные действия в целях выполнения предусмотренных ст.24 КоАП РФ задач всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Органы, разрешающие споры
Органы, разрешающие споры, вытекающие из предпринимательской деятельности Органами, разрешающими споры, вытекающие из предпринимательской деятельности, являются арбитражные и третейские суды, которые разрешают дела в соответствии с правилами подведомственности и подсудности. Третейские суды не явля ...

Анализ Закона "Об Энергосбережении" с точки зрения государственного регулирования тарифов
Государственное регулирование, в том числе тарифов и цен, проявляется через систему законодательных актов и нормативных документов, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, предусматривающих прежде всего правовую, финансовую поддержку энергосбережения со стороны государства, границы приме ...

Специальные виды освобождения от уголовной ответственности
Под специальными видами освобождения от уголовной ответственности подразумеваются те виды, которые указаны непосредственно в статьях Особенной части УК Украины. Перечень этих статей указан в Постановлении Пленума Верховного Суда Украины №12 от 23 декабря 2005года «О практике применения судами Украи ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru