Юриспруденция » Меры пресечения, применяемые по судебному решению » Применение мер пресечения судом в дореволюционной России

Применение мер пресечения судом в дореволюционной России

Страница 2

Главным основанием при избрании той или другой меры пресечения служил характер преступления, в котором лицо обвинялось, и вид наказания, которому оно могло подвергнуться. По этому критерию все преступления, находившиеся в ведении общих судебных мест, разделялись на три разряда, по каждому из которых полномочия судебного следователя ограничивались только высшей мерою пресечения, но избрание всякой низшей меры полностью зависело от усмотрения следователя. Так же закон обязывал при избрании меры пресечения учитывать и другие обстоятельства, как-то силу имеющихся по делу улик, возможность скрыть следы преступления, состояние здоровья, пол, возраст и положение обвиняемого в обществе. Влияние на избрание меры пресечения оказывал возраст. Обвиняемые в возрасте до 14 лет не могли быть помещены под стражу, так как возраст до 10 лет рассматривался как состояние полной невменяемости, а от 10 до 14 лет - относительной невменяемости, т.е. когда преступление вменяется под условием совершения малолетним преступления «с разумением».

Выражение закона «положение обвиняемого в обществе», служившее ещё одним основанием для избрания меры пресечения, подразумевало репутацию, общественное или служебное положение лица, безотносительно к тому, к какому сословию обвиняемый принадлежал.

Устав уголовного судопроизводства предусматривал следующие меры пресечения:

1. Отобрание вида на жительство или обязание подпиской о явке к следствию и неотлучке с места жительства;

2. Отдача под особый надзор полиции;

3. Поручительство;

4. Залог;

5. Домашний арест;

6. Взятие под стражу;

7.Помещение несовершеннолетних в специализированные учреждения;

8. Присмотр за несовершеннолетними.

По Уставу уголовного судопроизводства, лица, состоявшие под следствием или обвиняемые, без разрешения следователя, не должны были отлучаться из того города или участка, где производилось дело. Неисполнение этой обязанности влекло за собой невыгодные последствия для обвиняемого - личное задержание или постановление заочного приговора по делам, допускающим заочное разбирательство.

Отечественное законодательство рассматриваемого периода отличалось детальным регламентированием самых разнообразных мер пресечения и порядка их применения. У правоприменителя был достаточно широкий выбор мер пресечения, эффективных для достижения целей правосудия. Правила применения мер пресечения тоже были предельно конкретизированы, что уменьшало возможность возникновения неясных моментов и противоречий в правоприменении.

В системе органов, применяющих меры пресечения, в рассматриваемое время суд занимал центральное место. По общему правилу, именно суд применял все меры пресечения. Несудебные органы могли применять либо когда они выполняли судебные функции (в качестве примера можно указать судебных следователей), либо по прямому указанию закона (как в случае с казёнными управлениями или начальством обвиняемого должностного лица).

Так же после введения судебных уставов самая строгая мера пресечения заключение под стражу стало применяться следователями гораздо осторожнее и значительно реже. Так, в 1898 году из 146 753 обвиняемых содержались под стражей 23 727, т. е. 16,2%.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Юридический анализ состава изнасилования
Закон определяет изнасилование, как половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам с использованием беспомощного состояния потерпевшей. Рассмотрим объективные и субъективные признаки состава изнасилования. Объектом преступления по ст.131 УК РФ я ...

Организационно-методические особенности самостоятельной работы учащихся на уроках права
Самостоятельное, исследовательское обучение: 1. Ученик самостоятельно постигает ведущие правовые понятия и идеи, а не получает их в готовом виде от учителя. 2. Ученики самостоятельно принимают решения о выборе способа работы с изучаемым юридическим материалом. 3. На практических занятиях ученики вы ...

Закон и право. Соотношение понятий «закон» и «право»
Проблема соотношения права и закона возникла практически одновременно с правом. Она ставилась еще в древние времена (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Цицерон, римские юристы) и до сих пор остается центральной в правопонимании. В контексте данной проблемы под «законом» следует ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru