Государство » Государственная региональная политика Российской Федерации » Основные понятия и проблемы государственной региональной политики

Основные понятия и проблемы государственной региональной политики

Рассмотрим основные понятия:

Государственная региональная политика - система ценностей и целей, государственно-управленческих мер (решений и иных действий), предусмотренных нормативными правовыми актами, программами и иными документами, направленными на региональное развитие;

Государственная доктрина регионального развития Российской Федерации (далее - Доктрина) - нормативный правовой акт государственно-управленческого характера, определяющий содержание государственной региональной политики Российской Федерации, формирующий и запускающий в действие механизм ее реализации; jbforum.top

Депрессивная территория - административная единица (район, город) или совокупность сопредельных административных единиц в границах одного или нескольких субъектов Российской Федерации, имеющих однородную структуру экономики, оказавшаяся в результате кризиса в основной (основных) отраслях экономики в состоянии существенного экономического упадка;

Объект государственной региональной политики - регион, в отношении которого осуществляется установленная настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами государственная региональная политика;

Регион - часть территории Российской Федерации, содержащая определенный экономический, социальный, демографический, инфраструктурный, природный и культурно-исторический потенциал государства, которая находится в ведении соответствующих органов государственной власти одного или нескольких субъектов Российской Федерации либо органов местного самоуправления;

Региональное развитие – согласованная друг с другом изменчивость региональных показателей, характеризующих социально-экономическое состояние региона;

Территории с особым статусом - особые экономические зоны, закрытые административно-территориальные образования, наукограды, приграничные районы, зоны чрезвычайных ситуаций и экологических бедствий, особо охраняемые природные территории.

В странах с развитой рыночной экономикой появляется дополнительная нужда в региональной политике. Она связана с тем, что рыночная экономика, ориентированная на чисто экономический оптимум, неизбежно увеличивает контрасты между районами страны по уровню их хозяйственного развития и уровню жизни населения. Ведь в таких условиях частный капитал стремится делать инвестиции прежде всего в самых передовых районах, где отдача на капитал выше, устойчивее; он избегает вложений в отсталые районы, с их малоквалифицированной рабочей силой, скудными ресурсами или плохим экономико-географическим положением (таковы обычно главные причины подобной отсталости). В результате богатые районы становятся всё богаче, бедные всё беднее. Это может вести к политической напряжённости, к нарушению принятых в стране правил территориальной справедливости, и сама целостность государства может оказаться под угрозой. Поэтому государственные органы вынуждены принимать специальные меры для недопущения слишком сильных перекосов такого рода. Эти меры складываются в региональную политику, имеющую в основном социальную направленность.

В России особенно важно управлять региональным развитием страны на базе продуманной программы действий государства. Региональная проблема ничуть не меньше достойна государственного программирования, чем оборонная политика, хозяйственная или иная другая, но, однако, пока она не попала в основные приоритеты государства.

Проблемы осуществления региональной политики:

Проблемы:

Сущность:

Неравенство регионов.

Порождено, как правило, неравномерностью географической среды. Так же речь идёт о неравенстве в уровнях развития, а не в характере развития, то есть о том, что за одинаковый по напряжению и квалифицированности труд граждане страны получают разное вознаграждение (в широком смысле) в зависимости от того, в каком районе страны они живут и трудятся. Это несправедливо, потому что граждане государства равны по закону, и нарушение этого равенства чревато политическим напряжением.

Противоречия в интересах между районами, между страной и районом, между страной и всеми районами.

Например, стране выгодно строить ТЭС, но каждый регион старается, чтобы эти экологически грязные производства размещались не на его территории. Такие противоречия между частями и целым тоже в принципе не снимаемые, их нельзя ликвидировать, их можно только ослабить. Такое ослабление - одна из главных задач грамотной региональной политики.

Разнообразие районов чревато и противоречиями, и гармонией.

Если страна состоит из разнородных по своим ресурсами особенностям районов, то такие районы могут с взаимной выгодой дополнять друг друга в рамках внутристранового территориального развития.

Другое по теме:

Понятие административной ответственности и административного правонарушения
Понятия административной ответственности в КоАП РФ не дано. Только анализ статей гл.1 КоАП РФ позволяет сделать вывод, что законодатель под административной ответственностью понимает назначение судьями, уполномоченными органами и должностными лицами предусмотренного КоАП наказания за административн ...

Законодательные основы административной ответственности
Законодательную основу для принятия актов, которые регулируют вопросы установления административной ответственности, составляет Конституция Республики Беларусь, имеющая наивысшую юридическую силу. Законы и другие нормативные правовые акты принимаются на основе Конституции Республики Беларусь и долж ...

Совершенствование форм и методов предотвращения нарушений прав и законных интересов юридических лиц
Анализ положений нормативных правовых актов в сфере государственного контроля (надзора), а также практики их применения на региональном и федеральном уровнях позволяет сделать вывод о необходимости внесения в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты изменений, включающих в себя ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru