Юриспруденция » Функции государственного управления » Эволюция функций государства

Эволюция функций государства

Страница 1

Функции государства не являются на всём протяжении развития государства неизменными. К сожалению, ограниченные рамки данной работы не позволяют нам проследить весь процесс эволюции государственных функций с момента появления первого государства до нынешнего момента. Для того чтобы охватить и полностью охарактеризовать все этапы перерождения функций государства, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Кроме того исторический путь развития каждого государства (страны) является уникальным, и рассказать о всех особенностях изменения функций каждого государства не представляется возможным. Тем не менее, вывод о том, что функции государства изменяются в ходе развития самого государства, можно подтвердить на отдельных примерах [2, c, 85].

В качестве такого примера можно рассмотреть переход государства от тоталитарного режима к демократическому. На данной стадии исторического развития функции государства приобретают качественно новый характер. Мы предлагаем вам проследить этот процесс на примере нашей страны и бывших стран социалистического содружества.

В своё время в теории социалистического государства выделялись, например, следующие его основные внутренние функции: “хозяйственно-организаторская, культурно-воспитательная, регулирования меры труда и меры потребления, охраны социалистического правопорядка, социалистической собственности, прав и свобод граждан, природы, а также функция оказания социальных услуг”. Конечно же, ясно, что хозяйственно-организаторская функция и функция регулирования меры труда и меры потребления представляют две составные части функционирования тоталитарной системы в области экономики, в частности распределения, а функция культурно-воспитательная - это наполовину функция идеологического контроля [3, c. 14].

Вопрос о функциях государства - часть вопроса о функциях публичной власти в любом обществе, и объективным основанием для их выявления может быть степень монополизации политической власти и соотношение государства и общества. Тоталитарная политическая система базируется на монизме власти; авторитарная политическая система не столь жёсткая, как тоталитаризм, и может быть определена как система ограниченного плюрализма; демократическое государство функционирует в гражданском обществе, в саморегулирующейся среде. Таким образом, следует различать функции тоталитарной системы, авторитарного государства и демократического [4, c. 4].

Прежде чем перейти к рассмотрению того, что происходит с некоторыми из вышеперечисленных функций, остановимся на не менее важном вопросе - об их организационных и правовых формах.

Известно, что содержание любого явления не может существовать вне соответствующей формы. Так и содержание функции государства не даёт полного представления о ней без учёта организационных и правовых форм. Организационные формы функций государства - это его механизм, система органов, их полномочия. Правовая форма функций государства представляет собой не что иное, как юридическое оформление и правовое ограничение деятельности государства, включающее в себя издание соответствующих нормативных актов, организацию их исполнения и охраны от нарушений, т.е. формы практической деятельности государства.

Процесс воздействия государства на определённую сферу общественных отношений начинается с издания законодательных актов, которые “организуют” и регулируют данные общественные отношения. Это законотворческая форма.

Практическое воздействие государства и его органов на общественные отношения происходит в форме исполнительно-распорядительной деятельности в соответствии с издаваемыми государством законодательными актами.

Следующая правовая форма осуществления функций государства - правоохранительная. Она состоит в обязанности государства не допускать нарушение законов и нормативных актов участниками регулируемых государством общественных отношений при реализации ими своих прав и обязанностей.

Осуществление функций государства, таким образом, происходит в трёх правовых нормах. Естественно, от содержания функции зависят особенности организационных и правовых форм осуществления.

Правовая форма осуществления экономической функции государства в переходный от тоталитаризма период имеет свои особенности [6, c. 21].

На первом этапе государство объективно может лишь готовить почву, создавать предпосылки и условия, благоприятные для функционирования рыночной экономики. Поэтому основные задачи экономической функции сводятся к преодолению тоталитарного наследия в экономике, постепенному укреплению частного сектора, стимулированию многоукладности в экономике, реформированию сельского хозяйства, к привлечению иностранного частного капитала.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Территориальное общественное самоуправление в г. Орске
Согласно уставу города Орск можно выделить структуру и компетенции ТОС этого муниципального образования: Статья 15.: Территориальное общественное самоуправление 1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города О ...

Признаки конфискации имущества как иной меры уголовно-правового характера
Конфискация имущества, являясь иной мерой уголовно-правового характера, не является наказанием и, казалось бы, должна иметь признаки, отличные от признаков наказания. Рассмотрим признаки конфискации имущества подробнее. 1. Согласно ч. 1 ст. 104.1 УК РФ конфискация имущества есть принудительное безв ...

Объективная сторона преступления
Объективная сторона преступления может заключаться в совершении хотя бы одного из действий, перечисленных в ч. 1 ст. 1271. При купле-продаже потерпевший передается покупателю в обмен на денежную сумму либо выгоду имущественного характера. Уголовную ответственность за куплю-продажу несут и продавец, ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru