Юриспруденция » Понятие и классификация источников административного права » Организационно-правовая система управления юстицией

Организационно-правовая система управления юстицией

Страница 1

Управление в области юстиции является одной из старейших отраслей государственного управления. Министерство юстиции Российской империи было создано в 1802 г. и обладало большой значимостью, активно занималось подготовкой и проведением правовых реформ, включая судебную реформу 1864 г.

В советский период роль Министерства юстиции оказалась приниженной и государственное управление в этой области заключалось в основном в организационном обеспечении функционирования судов, нотариата, органов записи актов гражданского состояния (загс), судебно-экспертных учреждений, регулировании деятельности юридической службы в народном хозяйстве, адвокатуры.

Сегодня федеральные органы юстиции и их территориальные структурные подразделения определяют государственную политику в сфере права, исходя из того, что это одна из главных стратегических задач по формированию в России единого правового пространства. Назначение органов и учреждений юстиции состоит в: 1) реализации основных направлений правовой реформы в России; 2) координации нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти; 3) контроле за соответствием нормативных актов субъектов Федерации Конституции РФ и федеральному законодательству; 4) контроле за ведомственными нормативными актами; 5) контроле за деятельностью общественных и религиозных объединений.

Осуществление новых, постоянно расширяющихся задач, функций и полномочий потребовало разработки адекватной модели органов юстиции, которая воплотилась в Концепцию реформирования органов и учреждений юстиции, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 7 октября 1996 г.

В соответствии с Концепцией существенно изменились направления деятельности органов и учреждений юстиции, содержание управления в этой сфере.

Рассмотрим основные из них.

Во-первых, в целях совершенствования системы исполнения уголовных наказаний в России и в соответствии с рекомендациями Комитета министров Совета Европы о единых европейских пенитенциарных правилах Указом Президента РФ "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 8 октября 1997 г. были предусмотрены коренное изменение управления этой системой и поэтапная ее передача в ведение Министерства юстиции РФ.

На основании Указа Президента РФ "О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации" от 28 июля 1998 г. эта важнейшая в истории уголовно-исполнительной системы реорганизация была завершена.

В настоящее время Минюст России осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию и контролю за деятельностью подведомственной ему Федеральной службы исполнения наказаний России, органами, подразделениями и учреждениями уголовно-исполнительной системы.

Во-вторых, Концепцией предусматривались устранение сложившейся в прошлом ситуации, нарушавшей принцип разделения властей, самостоятельности и независимости судебной власти, и передача судебного управления (финансирование, материально-техническое, кадровое обеспечение и другие управленческие функции), осуществляемого органом исполнительной власти - Министерством юстиции РФ, впервые созданному Судебному департаменту при Верховном Суде РФ.

Согласно Федеральному закону от 8 января 1998 г. этот Департамент является федеральным государственным органом, который организационно обеспечивает деятельность судов всех юрисдикций, включая военные и специализированные суды, финансирование мировых судей, ведет судебную статистику и выполняет другие управленческие функции, не входя в структуру органов исполнительной власти.

В-третьих, управление в области юстиции включает в себя функцию проведения единой государственной политики в области регистрации прав собственников недвижимого имущества и обладателей иных подлежащих государственной регистрации прав на него. Эта деятельность осуществляется на основе Федерального закона "О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21 июля 1997 г. На основании Указа Президента РФ "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" от 20 мая 2004 г. создан новый федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Минюсту России, - Федеральная регистрационная служба России (Росрегистрация), которая кроме названной выше осуществляет функции регистрации общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, а также функции по контролю и надзору в сфере адвокатуры и нотариата.

В-четвертых, огромное значение для укрепления правопорядка имеет создание в системе управления юстицией Службы судебных приставов, а с 2004 г. подведомственной Минюсту России Федеральной Службы судебных приставов России. Ее деятельность регулируется Федеральными законами от 21 июля 1997 г. "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве".

До возникновения института судебных приставов исполняемость судебных решений составляла не более 30% (в настоящее время - более 80%). Теперь создана единая, вертикальная общегосударственная структура, призванная выполнять как старые (принудительное исполнительное производство), так и новые задачи: обеспечивать порядок деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, других судов общей юрисдикции и арбитражных судов; безопасность участников судопроизводства.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Источники правового регулирования железнодорожной грузоперевозки
Деятельность железнодорожного транспорта, в частности в сфере грузоперевозки, регулируется, прежде всего, нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Первостепенной юридической силой здесь обладает Конституция РФ, содержащая ряд норм о статусе и деятельности железнодорожного транспорта. Приме ...

Преступления в таможенной сфере и их характеристика
Статья 228 Уголовного Кодекса (УК) Республики Беларусь «Контрабанда»: Контрабанда – это перемещение в крупном размере через таможенную границу Республики Беларусь товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к такому перемещению, за исключением указанных в части второй данной статьи, совершенн ...

Порядок регистрации коллективного договора
Для регистрации коллективного договора наниматель представляет в соответствующий орган следующие документы: 1) заявление с просьбой о регистрации; 2) коллективный договор, каждая страница которого подписана сторонами; 3) копии документов, подтверждающих полномочия сторон на подписание коллективного ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru