Юриспруденция » Государство как политическая, структурная и территориальная организация общества » Родовая община, как первая форма организации общества

Родовая община, как первая форма организации общества

Страница 1

Примерно 40 тыс. лет назад, одновременно с появлением человека разумного, возникают и более устойчивые сообщества людей – первобытные родовые общины, где все члены рода были связаны кровными узами. Род был наиболее естественной формой связи между предками и потомками первобытного человека. Установление экзогамии, т.е. брачных отношений только между представителями разных родов и соответственно запрета на кровосмешение внутри рода, явилось одним из важнейших завоеваний родового строя. Кровнородственный принцип объединения первобытных людей в те времена был единственно возможным. Происхождение ребенка от матери являлось наиболее достоверным, очевидным признаком родовой связи, а забота о детях, домашнем очаге возвышала роль женщины. Поэтому у многих предков современных народов род строился на основе матриархата. Экономика родового строя была присваивающей: люди получали готовый продукт от дикой природы путем охоты, собирательства, рыбной ловли. Полученный продукт составлял общую собственность родовой общины. Прибавочного продукта присваивающая экономика давать не могла. Таким образом, род (или первобытная родовая община) представлял собой объединение людей на основе кровного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты производства. Отсюда вытекали соответствующие формы организации общественной власти и управления.

Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т.е. организационно оформлено. Иначе оно обречено на превращение в стадо, толпу. Исторически первой формой такой, догосударственной, организации общества стала родовая община или род. Личная, родственная связь, необходимость выживания в суровых условиях природы того времени, а немного позднее и коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение предполагали равенство социального положения, единство интересов и сплоченность членов рода. Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации общества. Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, власть была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Субъект и объект власти в родовой общине полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т.е. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом реализации власти при родовой общине было общественное самоуправление. Высшим органом общественной власти в роду было общее собрание всех взрослых членов общества – мужчин и женщин. Собрание – столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы жизнедеятельности рода. Здесь предводители (старейшины, вожди, предводители охоты), которые управляли повседневной жизнью рода и власть которых базировалась исключительно на авторитете, уважении старших членов рода, храбрости охотников и воинов, здесь же разрешались споры между отдельными лицами и т.д. Решения собрания были обязательными для всех, равно как и указания вождя. Хотя власть в первобытном обществе не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание за совершенные проступки следовало неукоснительно, и оно могло быть достаточно жестоким - смертная казнь, изгнание из рода и племени, которое, кстати, было одним из самых жестоких наказаний, т.к. в одиночку человек в те времена выжить не мог. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и потому никому не удавалось избежать наказания. Зато род, как один человек, вставал на защиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мести – ни обидчик, ни его родичи. Род защищал своих членов от внешних врагов, как военной силой, так и глубоко укоренившимся обычаем кровной мести. Все эти функции общественной власти не требовали существования особого аппарата управления и принуждения, выделенного из общества. Все эти функции выполнялись самими членами рода.

Все это позволяло характеризовать общественную власть при родовом строе как первобытную демократию, которая не знала ни имущественных, ни социальных различий, ни государственно-политических форм. Такую неполитическую общественную власть этнографы называют потестарной.

Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями, или, как их еще называют, «мононормами», – исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Уже на ранних стадиях развития общества приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее важных случаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действиями. Например, тренировка охотников наполнялась мистическим содержанием, обставлялась таинственными обрядами. Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных «мононорм», были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными, обрядовыми правилами. «Мононормы» изначально были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором человек является частью природы. В них права и обязанности как бы сливались воедино. Особое место среди «мононорм» занимало как табу (запрет), являвшееся средством обеспечения обычаев. Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными родственниками (инцест). Благодаря табу, первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивавшую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей. В догосударственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы - обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Порядок возбуждения производства по гражданским делам о защите прав потребителей
Как уже отмечалось выше, ст. 60 Конституции Республики Беларусь гласит: «каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства, граждане в соответствии с законом вправе взыскать ...

Установление отцовства
Отцовство может быть установлено в судебном порядке, если родители ребенка не состоят в браке между собой и в государственные органы, регистрирующие акты гражданского состояния, не представлены заявления, предусмотренные частями пятой и шестой статьи 51 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, ...

Система права: понятие и структура
Система права представляет собой нормативное образование, которое включает в себя нормы права, правовые институты и отрасли права, тесно взаимодействующие между собой и обусловленные системой общественных отношений: В качестве структурных элементов системы права выступают: – отдельные юридические н ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru