Юриспруденция » Реализация государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров » Становление правовых основ наркополитики в России

Становление правовых основ наркополитики в России

Страница 3

В 1996 году, во время принятия нового Уголовного кодекса, некоторыми фракциями Государственной Думы были предприняты попытки декриминализовать хранение и приобретение наркотиков в небольших размерах, однако, благодаря диаметрально противоположной позиции Постоянного комитета по контролю за наркотиками Минздрава России во главе с Э.А. Бабаяном, они не увенчались успехом.

В 1998 году лавинообразное ухудшение ситуации с наркозависимостью вынудило принять проект закона 1996 года. «Таким образом, законодательство сделало первые шаги в «новом» старом направлении - в направлении выполнения Конвенций ООН по наркотикам». Период либерализации антинаркотической политики был завершен 1 июля 2002, когда вступил в силу новый Кодекс об административных правонарушениях РФ, в который была возвращена статья, предусматривающая штраф или арест до 15 суток за потребление наркотиков без назначения врача. Настоящий этап развития антинаркотической политики - это возвращение к рестриктивной позиции по вопросу социально опасного оборота наркотиков.

В настоящее время, основным законом, регулирующим вопросы наркотиков, остается федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». В статье 4 закона сформулированы две главные цели антинаркотической политики России: 1. постепенное сокращения числа больных наркоманией; 2. сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ. В этом же документе определены основные принципы российской антинаркотической политики: государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотиков; лицензирование всех видов этой деятельности, координация на всех уровнях; приоритетность профилактики, запрет потребления без назначения врача; стимулирование антинаркотической пропаганды; опора на негосударственные организации и граждан; развитие международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотиков; государственная поддержка научных исследований в области разработки новых методов лечения наркозависимости. Выделяется ряд направлений государственной антинаркотической политики, которые можно условно подразделить на три блока: административно-правовой (борьба с наркопреступностью, таможенное направление и т.д.), избавление от зависимости и реабилитация (социальная защита, здравоохранение и т.д.), профилактика наркозависимости и формирование здорового образа жизни (молодежная политика, физкультура и спорт и т.д.), то или иное направление антинаркотической политики может одновременно присутствовать в нескольких блоках.

На протяжении долгого периода времени основными субъектами реализации антинаркотической политики выступали органы здравоохранения и милиции (в СССР они работали в связке, в силу системы совместных нормативных актов). В России же эта единая основа, в ходе названных выше процессов, была утеряна. Отсутствие единой системы борьбы с этим явлением не могло не вызывать опасения. Для координации антинаркотической политики летом 1994 г. учреждается Правительственная комиссия РФ по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, субъектам федерации рекомендуется создать свои подобные комиссии. Следующей акцией усиления координации стала Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995-1997 годы», 3 июня 1995 г. принятая Правительством РФ. В 1999 г. первую Программу сменила ее преемница, рассчитанная до 2001 года, а вслед за ней - до 2004 года. Большинство субъектов федерации обзавелись собственными антинаркотическими программами. В администрациях ряда субъектов федерации (Татарстан, Краснодарский край, Тюменская область) были созданы отделы, отвечающие за данное направление, но это не стало характерным явлением российской антинаркотической политики. Такая система антинаркотической политики, состоящая из министерств и ведомств, координируемых правительственной комиссией на федеральном уровне и межведомственными комиссиями на региональном, и набора целевых программ, как комплексами мер, реализующих государственную политику в этом вопросе, существовала до недавнего времени. К сожалению, система комиссий, чьи члены не работали в них на постоянной основе, а решения носили рекомендательный характер, не смогла решить задачу межведомственной координации антинаркотической деятельности. А без ее решения проблема обострилась до угрозы национальной безопасности. В силу этого 11 марта 2003 года выходит Указ Президента РФ №306 «Вопросы совершенствования государственного управления в РФ». Этим указом создается Государственный комитет по контролю за оборотом наркотических средств (позже преобразованный в Федеральную службу (ФСКН РФ)) - специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, на который была возложена функция координации органов власти в этом вопросе и который, наряду с уже действующими в этом направлении органами власти, должен стать основным субъектом антинаркотической политики России.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru