Юриспруденция » Органы местной государственной власти, суда и прокуратуры БССР в 1945-1989 гг » Местные органы государственной власти, суда, прокуратуры бсср в годы великой отечественной войны

Местные органы государственной власти, суда, прокуратуры бсср в годы великой отечественной войны

Страница 1

22 июня 1941 г. начался новый трагический период в истории белорусского народа. Гитлеровская Германия вероломно напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. Белорусская держава одна из первых советских республик приняла на себя удар гитлеровской армии. Уже в середине июля 1941 года немецкая армия оккупировала Прибалтику, Беларусь, значительную часть Украины.

Война потребовала перестройки партийных, государственных и хозяйственных органов на военный лад. Первым законодательным актом стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», по которому все функции органов государственной власти в сфере обороны, защиты общественного порядка и обеспечения государственной безопасности возлагались на военные советы фронтов, армий, военных округов, высшее военное командование войсковых соединений. Военным властям предоставлялись широкие полномочия. Они имели право: привлекать граждан и трудовой повинности; вводить военно-квартирную повинность; конфисковывать транспортные средства; регулировать время работы предприятий, учреждений и организаций; регулировать торговлю; запрещать выезд и въезд в местности, находящиеся на военном положении; выселять в административном порядке из мест, находящихся на военном положении; все уголовные дела рассматривать военным трибуналам.

В связи с оккупацией территории Беларуси местные органы власти и управления временно приостанавливали свою деятельность.

На завоёванной территории Белорусской ССР в условиях жёсткого оккупационного режима развернулась всенародная борьба против фашизма. В 1942 году постановлением Государственного комитета обороны СССР был образован Белорусский штаб партизанского движения. Управления партизанских отрядов и бригад выполняли функции органов управления (регистрировали гражданские сделки, акты гражданского состояния), а также судебные функции, направленные на обеспечение законности и правопорядка.

Советское законодательство способствовало мобилизации всего населения, фронта и тыла, на борьбу с врагом. Военные трибуналы, другие правоохранительные органы, применяя законодательство, поддерживали порядок в стране.

Суды командирской чести разрешали вопросы внутрипартизанской жизни, поддерживали дисциплину и правопорядок в партизанских отрядах. К рассматриваемым ими делам относились: вступление в пререкания с командиром, самоуправство, унижение чести и достоинства другого партизана, спор из-за трофейного имущества и т.п. Приговоры партизанских судов командирской чести и товарищеских судов вступали в силу после их утверждения командованием отряда или бригады.

В судебной практике осуществления правосудия в партизанских отрядах, а позже в бригадах имели место случаи разрешения уголовных дел на общих собраниях личного состава, партизанских формирований. Это практиковалось и тогда, когда по своей политической значимости дело имело общепубличное значение.

Процедура судебного слушания имела следующий порядок. Вначале представитель командования или же партийного органа докладывал собранию личного состава фабулу уголовного дела. Затем собрание выясняло обстоятельства дела, задавая вопросы подсудимому, свидетелям. Приговор выносился путём открытого голосования.

Если же совершённое деяние по своему характеру имело признаки административного правонарушения или преступления, не представляющего большой общественной опасности, командир партизанского отряда, учитывая обстоятельства и характер совершённого деяния, личность виновного, вину и последствия, наступившие в результате совершения деяния, разрешал вопрос о том, передать материал на виновного органам расследования (дознания) в партизанский товарищеский суд или суд командирской чести либо ограничивался дисциплинарным взысканием.

Решение командира партизанского отряда могло быть опротестовано лишь вышестоящим командиром партизанских формирований в порядке подчиненности либо подпольными партийными либо советскими органами (райкомами КП(б)Б, райисполкомами, обкомами КП(б)Б и т.д.).

Контроль за деятельностью партизанских судов и следственных органов осуществляли партийные комитеты или командование партизанских отрядов как путём утверждения приговоров, рассмотрения жалоб на приговоры, так и путём санкционированного ареста.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Общий порядок расторжения брака
Существует два порядка расторжения брака – с предоставлением срока для примирения (общий порядок) и без предоставления срока на примирения (особый порядок). Тот или иной порядок расторжения брака установлен в зависимости от определённых обстоятельств, предусмотренных законом. В соответствии со стат ...

Обнародование принятого закона
Заключительной стадией законодательного процесса является обнародование принятого закона. Различается неофициальное и официальное обнародование закона. При неофициальном обнародовании сообщение об издании закона или изложение его содержания осуществляется издательствами, ведомственными органами, на ...

Правоотношения, возникающие при образовании юридических лиц
Как уже отмечалось, гражданская правоспособность и гражданская дееспособность у юридического лица возникают одновременно - с момента его государственной регистрации. Именно поэтому юридическое лицо считается созданным с момента, когда оно внесено в единый государственный реестр юридических лиц. Гос ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru