Юриспруденция » Органы местной государственной власти, суда и прокуратуры БССР в 1945-1989 гг » Местные органы государственной власти, суда, прокуратуры бсср в годы великой отечественной войны

Местные органы государственной власти, суда, прокуратуры бсср в годы великой отечественной войны

Страница 2

Во многих партизанских отрядах расследование по уголовным делам проводилось особыми отделами партизанских отрядов или партизанами-дознавателями, которые проводили расследование по приказу командира партизанского отряда.

Лица, проводившие расследования преступлений, при острой необходимости, с целью выяснения некоторых обстоятельств совершённых преступлений, привлекали специалистов, т.е. экспертов.

Особенностью судебных процессов партизанских судов и партийного подполья является и то, что при осмотре мест происшествия протоколы, как правило, не велись. Поэтому в необходимых случаях судом допрашивались лица, расследовавшие обстоятельства дела.

К началу 1943 г. во многих партизанских отрядах и бригадах создаются партизанские суды, действовавшие на «правах народных судов». Партизанские суды осуществляли правосудие на правах народных судов только в условиях, когда партизанский отряд или бригада находились на отдыхе, пополнялись боеприпасами, продовольствием в партизанских зонах. Когда же они вели бои, находились в рейде, осваивали новые партизанские зоны, то партизанские суды рассматривали все уголовные дела.

Второй судебной инстанцией, а по некоторой категории дел – и первой, являлись военно-полевые трибуналы. Они создавались в партизанских зонах и районах, при крупных партизанских бригадах. Военно-полевые трибуналы также были созданы в начале 1943 г.

В условиях оккупационного режима партийные органы Беларуси осуществляли руководство всеми сферами деятельности партизанских отрядов и местного населения, в том числе и судебной. Иногда обкомы партии рассматривали кассационные жалобы на решение партизанских судов и военно-полевого трибунала. Партийные органы также рассматривали и разрешали заявления осуждённых, ходатайства командования, общественных организаций о помиловании.

Анализ судебной практики партизанских судов, которые приравнивались к народным судам, показывает, что они нередко рассматривали уголовные дела, подсудные партизанским военно-полевым трибуналам. Такая практика имела место в случаях, если партизанский отряд находился в рейде и был оторван от основных сил соединения либо выполнял самостоятельную боевую задачу, либо оказывался в условиях окружения, блокады, когда по условиям боевой обстановки не имелось возможности передать материалы дела и доставить виновного в военно-полевой трибунал.

По сути, здесь налицо совмещение функций партизанских судов и военно-партизанских трибуналов. Жалобы на приговоры партизанских судов рейдовых партизанских полков, бригад и отрядов рассматривались командованием партизанских частей и соединений (соответственно).

Партизанские суды и трибуналы при осуществлении правосудия руководствовались уголовным и уголовно-процессуальным кодексом БССР, а также указами Президиума Верховного Совета СССР, принятыми в период войны, поскольку они не были включены в кодексы БССР и действовали в качестве самостоятельных законодательных актов.

В небольших партизанских отрядах суды не образовывались. Правосудие в таких отрядах осуществлялось коллегиально командованием партизанских отрядов. При этом всякое отступление от принципа коллегиальности рассматривалось как преступление.

В эвакуации продолжали свою деятельность Президиум Верховного Совета и Совет Народных Комиссаров БССР. Президиум Верховного Совета БССР продолжал осуществлять функции государственной власти республики. Летом 1942 г. закончились полномочия депутатов Верховного Совета БССР, избранных в 1938 г., и Президиум Верховного Совета БССР продолжил их полномочия до проведения новых выборов. Продолжили свою работу в эвакуации Совет Народных Комиссаров БССР, а также органы прокуратуры. Прокурорский надзор за деятельностью партизанских товарищеских судов и судов командирской чести осуществляли командования партизанских формирований, партийных и советских органов, если они сами не выступали в качестве судебного органа.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Развитие теоретических взглядов на проблему борьбы с коррупционными преступлениями
Зарождение коррупции как социального явления объективно связано с первоначальной узурпацией права управлять людьми и общим имуществом, имевшей место задолго до возникновения государственности. Первым коррупционером, по-видимому, стал тот вождь, который, наложив руку на общинное имущество, сказал: « ...

Понятие и признаки государственного органа
Деятельность любого государства реализуется через систему его государственных органов. Для государственного органа характерны следующие признаки: 1) порядок создания и деятельности государственного органа, его компетенция, внутренняя организация закрепляются государством в правовых нормах; 2) госуд ...

Открытое море
Открытое море образуют все части моря, которые не входят в ИЭЗ, в территориальное море или внутренние воды государств. К ИЭЗ режим открытого моря применяется с отмеченными ранее ограничениями. Несмотря на все изменения, основой морского права остается принцип свободы открытого моря, правда, с немал ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru