Во многих партизанских отрядах расследование по уголовным делам проводилось особыми отделами партизанских отрядов или партизанами-дознавателями, которые проводили расследование по приказу командира партизанского отряда.
Лица, проводившие расследования преступлений, при острой необходимости, с целью выяснения некоторых обстоятельств совершённых преступлений, привлекали специалистов, т.е. экспертов.
Особенностью судебных процессов партизанских судов и партийного подполья является и то, что при осмотре мест происшествия протоколы, как правило, не велись. Поэтому в необходимых случаях судом допрашивались лица, расследовавшие обстоятельства дела.
К началу 1943 г. во многих партизанских отрядах и бригадах создаются партизанские суды, действовавшие на «правах народных судов». Партизанские суды осуществляли правосудие на правах народных судов только в условиях, когда партизанский отряд или бригада находились на отдыхе, пополнялись боеприпасами, продовольствием в партизанских зонах. Когда же они вели бои, находились в рейде, осваивали новые партизанские зоны, то партизанские суды рассматривали все уголовные дела.
Второй судебной инстанцией, а по некоторой категории дел – и первой, являлись военно-полевые трибуналы. Они создавались в партизанских зонах и районах, при крупных партизанских бригадах. Военно-полевые трибуналы также были созданы в начале 1943 г.
В условиях оккупационного режима партийные органы Беларуси осуществляли руководство всеми сферами деятельности партизанских отрядов и местного населения, в том числе и судебной. Иногда обкомы партии рассматривали кассационные жалобы на решение партизанских судов и военно-полевого трибунала. Партийные органы также рассматривали и разрешали заявления осуждённых, ходатайства командования, общественных организаций о помиловании.
Анализ судебной практики партизанских судов, которые приравнивались к народным судам, показывает, что они нередко рассматривали уголовные дела, подсудные партизанским военно-полевым трибуналам. Такая практика имела место в случаях, если партизанский отряд находился в рейде и был оторван от основных сил соединения либо выполнял самостоятельную боевую задачу, либо оказывался в условиях окружения, блокады, когда по условиям боевой обстановки не имелось возможности передать материалы дела и доставить виновного в военно-полевой трибунал.
По сути, здесь налицо совмещение функций партизанских судов и военно-партизанских трибуналов. Жалобы на приговоры партизанских судов рейдовых партизанских полков, бригад и отрядов рассматривались командованием партизанских частей и соединений (соответственно).
Партизанские суды и трибуналы при осуществлении правосудия руководствовались уголовным и уголовно-процессуальным кодексом БССР, а также указами Президиума Верховного Совета СССР, принятыми в период войны, поскольку они не были включены в кодексы БССР и действовали в качестве самостоятельных законодательных актов.
В небольших партизанских отрядах суды не образовывались. Правосудие в таких отрядах осуществлялось коллегиально командованием партизанских отрядов. При этом всякое отступление от принципа коллегиальности рассматривалось как преступление.
В эвакуации продолжали свою деятельность Президиум Верховного Совета и Совет Народных Комиссаров БССР. Президиум Верховного Совета БССР продолжал осуществлять функции государственной власти республики. Летом 1942 г. закончились полномочия депутатов Верховного Совета БССР, избранных в 1938 г., и Президиум Верховного Совета БССР продолжил их полномочия до проведения новых выборов. Продолжили свою работу в эвакуации Совет Народных Комиссаров БССР, а также органы прокуратуры. Прокурорский надзор за деятельностью партизанских товарищеских судов и судов командирской чести осуществляли командования партизанских формирований, партийных и советских органов, если они сами не выступали в качестве судебного органа.
Развитие внутренних войск
В 1917 году старая армия была расформирована. Конвойная стража существенных изменений не претерпела, продолжая в реформированном виде выполнять свои функции и при советской власти. Октябрьская революция сломала старые государственные институты власти, но вскоре стало ясно, что без силовых структур ...
Понятие источников права
В теории государства и права до сих пор нет единого понимания источника права, а также существует проблема соотношения понятий «источник права» и «форма права». Известный советский юрист С.Ф. Кечекьян писал, что понятие «источник права» «принадлежит к числу наиболее неясных в теории права. Нет не т ...
Стадии подготовки и принятия решений в ОВД
Вся деятельность милиции строится на основе принятия соответствующих решений. Под стадией принятия решений следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи, документы и другие особенности. Так, стадии ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.