В процессе доставки возможно возникновение особых отношений, связанных с изменением или прекращением обязательства перевозки. Указанное изменение или прекращение возникает в результате действия непреодолимой силы или по инициативе грузовладельца. Однако, нормы действующего транспортного законодательства, определяющие основания и регулирующие порядок изменения и прекращения погрузки и доставки грузов, содержат ряд сложных и неточных положений, затрудняющих их применение на практике.
Абз.1 ст.29 УЖДТ РФ устанавливается, что погрузка и перевозка грузов, грузобагажа могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств. Следует иметь в виду, что указанный перечень обстоятельств не является исчерпывающим. Не случайно в данной статье указывается и на иные не зависящие от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельства, препятствующие осуществлению перевозок. Наличие таких обстоятельств должен доказывать перевозчик. Положения ст.29 УЖДТ РФ говорят о том, что ограничение или прекращение погрузки и перевозки грузов возможны по инициативе как перевозчика, так и, в определенных случаях, владельца инфраструктуры. По этому поводу в постановлении Пленума ВАС РФ разъясняется, что прекращение или ограничение погрузки является правомерным только при соблюдении особого порядка принятия таких решений. Однако, в УЖДТ РФ не содержатся правила, дающие возможность четко определить данный порядок. Нет ответа на этот вопрос и в иных правовых актах транспортного железнодорожного законодательства.
Статьей 29 УЖДТ РФ, определяется также, что срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов и грузобагажа устанавливается руководителем федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Однако, в п.10 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 12 ноября 1998г. № 18 «О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорого Российской Федерации», указывается, что «срок временного ограничения или прекращения погрузки грузов, грузобагажа может быть установлен не только руководителем федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, но и исполняющим его обязанности заместителем министра. Пленум разъяснил, что прекращение или ограничение погрузки грузов, грузобагажа, установленное другими должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, арбитражным судам во внимание принимать не следует». Обращает на себя внимание также неточность установленного порядка и способа уведомления перевозчиками грузоотправителей и грузополучателей о прекращении и об ограничении погрузки и перевозки грузов. Так, согласно абз.6 ст.29 УЖДТ РФ, между перевозчиками, грузоотправителями и заинтересованными грузополучателями должна достигаться соответствующая договоренность об обстоятельствах препятствующих дальнейшей доставке грузов. Однако, ученые убедительно полагают, что заключение такого рода предварительных договоров трудно исполнимо как в субъектном отношении, так и в плане громоздкости заключения таких соглашений для каждой отдельной грузоперевозки.
Остается непонятым обязательство грузовладельца, по которому данный субъект отношения грузоперевозки обязан в течение 12 часов, в соответствии с абз.7 ст.29 УЖДТ РФ, после получения от перевозчика уведомления приостановить или ограничить до установленных размеров погрузку и отправление грузов, грузобагажа в определенных железнодорожных направлениях. Однако, если приостановка и ограничение грузоотправителем погрузки возможно, поскольку он погрузку и осуществляет, то обязанность по выполнению подобных действий в отношении отправки не представляется возможной, так как доставкой грузов занимается уже перевозчик. Вопрос как именно грузоотправитель должен исполнить возложенную на него обязанность приостановить или ограничить доставку остается открытым.
Очаговый конус
Понятие об "очаговом конусе" впервые было введено Б.В. Мегорским (одним из инициаторов создания в 1945 году Пожарной испытательной станции в г. Ленинграде) в книге "Пожарно-техническая экспертиза" М. ВИПТШ МВД СССР 1978г. Причины образования и характер признаков "очагового ...
Проблемы реформирования системы государственного
управления в США и Великобритании
Реформы, прошедшие в Великобритании и США в 80-х - 90-х годах обнажили кажущуюся непримиримой дихотомию, которая всегда латентно присутствовала в современных системах государственного управления. А именно: согласовать требования законности и результата, основных конституционных прав и эффективности ...
Принципы заключения коллективного договора
Заключение коллективного договора базируется на определенных принципах. Среди них: – Соблюдение законодательства. В основе этого принципа лежит выполнение всех законодательных норм, действующих в сфере коллективных трудовых отношений; – Полномочность представителей сторон. Поскольку полномочие – эт ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.