Юриспруденция » Основания, порядок и обязательства исполнения, изменения и прекращения договора железнодорожной грузоперевозки » Понятие, характер и система договора железнодорожной грузоперевозки перевозки

Понятие, характер и система договора железнодорожной грузоперевозки перевозки

Страница 1

В соответствии с п.1 ст.785 ГК РФ, договором перевозки груза, является договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Данный договор может быть квалифицирован как реальный, поскольку обязательства перевозчика возникают лишь в отношении такого груза, который сдан грузоотправителем и принят перевозчиком для его доставки в пункт назначения (вверенный перевозчику груз). Из определения данного договора усматривается также, что он относится к числу двусторонних, так как обязанности имеются на стороне, как перевозчика, так и отправителя груза; услуги перевозчика по доставке груза подлежат оплате отправителем, следовательно, договор является возмездным, а также срочным договором, ибо срок его действия определяется сроком исполнения обязательства по перевозке грузов.

Однако, реальный характер договора перевозки груза, с обоснованной точки зрения ряда исследователей ставится под сомнение. Так, существуют правила специального железнодорожного законодательства, которые не согласуются с реальным характером договора перевозки груза. Самым оригинальным из них является установление ст.30 УЖДТ РФ, согласно которому плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем до момента приема грузов к перевозке. Внесение провозной платы- это основная обязанность грузоотправителя по договору. Если договор реальный, считается заключенным с момента передачи (вверения) груза перевозчику, то, как можно говорить о возникновении договорной обязанности до заключения договора?

В обоснование концепции о консенсуальном характере договора перевозки известный советский цивилист

Г.С. Гуревич писал: « . если действиям перевозчика по подаче транспортных средств и действиям отправителя по предъявлению груза к перевозке предшествует достижение соглашения сторон о месте погрузки и другим вопросам, то следует признать, что эти действия совершаются во исполнение этой, уже достигнутой договоренности. А поэтому всякий договор перевозки . должен . быть квалифицирован как консенсуальный».

Мешает квалификации договора железнодорожной перевозки груза как реального и процедура подачи заявки. Поданная заявка, содержащая все существенные условия договора, по сути, является ни чем иным, как офертой, в то время как принятие заявки, соответственно, является акцептом (ст.435, 438 ГК РФ).

Однако, следует отметить, что по аспекту характера договора перевозки в науке превалирует концепция, согласно которой договор перевозки грузов является реальным. Таким образом, по справедливому замечанию О.С. Иоффе, вопрос о консенсуальном или реальном характере рассматриваемого договора решается достаточно сложно.

Договор железнодорожной перевозки грузов, исходя из положений ст.789 ГК РФ, является публичным договором. Следовательно, к данному договору применяются правила ст.426 ГК РФ, о публичном договоре. Договор железнодорожной грузоперевозки, в условиях ныне действующего законодательства, так же, потенциально, обладает характером договора присоединения. Реализация этого потенциала возможна при повышении конкуренции в перевозочной деятельности, появлению негосударственных железнодорожных перевозчиков, а также приведению специального железнодорожного законодательства в соответствие с правилами Гражданского кодекса РФ в отношении указанного вида договора.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Защита прав потребителей при использовании услуг в Интернет
Проблема защиты прав потребителей в отношениях, возникающих по поводу предоставления сетевых услуг возникла в наше время и затрагивает широкие слои населения. Субъектами данного правоотношения являются: "поставщик сетевых услуг" - провайдер, государство, лицензирующие органы (Министерство ...

Взаимосвязь института ответственности с другими институтами гражданского права
Сложность структуры института ответственности, многообразие связей между его элементами определяются гетерогенностью объединяемых им правовых норм. Это, в свою очередь, вызвано непростым характером указанного выше предмета регулирования. Нормы данного института по основаниям возникновения (наступле ...

Избирательная система Республики Беларусь
В большинстве стран порядок избирательной кампании регламентируется законодательными нормами. В Республике Беларусь правовой основой реализации волеизъявления граждан является Избирательный кодекс в котором изложены принципы проведения в стране выборов всех уровней (президентских, парламентских, в ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru