Юриспруденция » Основания, порядок и обязательства исполнения, изменения и прекращения договора железнодорожной грузоперевозки » Понятие, характер и система договора железнодорожной грузоперевозки перевозки

Понятие, характер и система договора железнодорожной грузоперевозки перевозки

В соответствии с п.1 ст.785 ГК РФ, договором перевозки груза, является договор, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Данный договор может быть квалифицирован как реальный, поскольку обязательства перевозчика возникают лишь в отношении такого груза, который сдан грузоотправителем и принят перевозчиком для его доставки в пункт назначения (вверенный перевозчику груз). Из определения данного договора усматривается также, что он относится к числу двусторонних, так как обязанности имеются на стороне, как перевозчика, так и отправителя груза; услуги перевозчика по доставке груза подлежат оплате отправителем, следовательно, договор является возмездным, а также срочным договором, ибо срок его действия определяется сроком исполнения обязательства по перевозке грузов.

Однако, реальный характер договора перевозки груза, с обоснованной точки зрения ряда исследователей ставится под сомнение. Так, существуют правила специального железнодорожного законодательства, которые не согласуются с реальным характером договора перевозки груза. Самым оригинальным из них является установление ст.30 УЖДТ РФ, согласно которому плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи вносятся грузоотправителем до момента приема грузов к перевозке. Внесение провозной платы- это основная обязанность грузоотправителя по договору. Если договор реальный, считается заключенным с момента передачи (вверения) груза перевозчику, то, как можно говорить о возникновении договорной обязанности до заключения договора?

В обоснование концепции о консенсуальном характере договора перевозки известный советский цивилист

Г.С. Гуревич писал: « . если действиям перевозчика по подаче транспортных средств и действиям отправителя по предъявлению груза к перевозке предшествует достижение соглашения сторон о месте погрузки и другим вопросам, то следует признать, что эти действия совершаются во исполнение этой, уже достигнутой договоренности. А поэтому всякий договор перевозки . должен . быть квалифицирован как консенсуальный».

Мешает квалификации договора железнодорожной перевозки груза как реального и процедура подачи заявки. Поданная заявка, содержащая все существенные условия договора, по сути, является ни чем иным, как офертой, в то время как принятие заявки, соответственно, является акцептом (ст.435, 438 ГК РФ).

Однако, следует отметить, что по аспекту характера договора перевозки в науке превалирует концепция, согласно которой договор перевозки грузов является реальным. Таким образом, по справедливому замечанию О.С. Иоффе, вопрос о консенсуальном или реальном характере рассматриваемого договора решается достаточно сложно.

Договор железнодорожной перевозки грузов, исходя из положений ст.789 ГК РФ, является публичным договором. Следовательно, к данному договору применяются правила ст.426 ГК РФ, о публичном договоре. Договор железнодорожной грузоперевозки, в условиях ныне действующего законодательства, так же, потенциально, обладает характером договора присоединения. Реализация этого потенциала возможна при повышении конкуренции в перевозочной деятельности, появлению негосударственных железнодорожных перевозчиков, а также приведению специального железнодорожного законодательства в соответствие с правилами Гражданского кодекса РФ в отношении указанного вида договора.

Другое по теме:

Предложения по развитию третейского разбирательства в РФ
Проблемы третейских судов по большей части вызваны недостатками законодательного регулирования или же отсутствием регулирования по конкретному вопросу. Отсутствие четкой правовой доктрины третейского разбирательства так же вызывает необходимость изменения подходов в правовом регулировании. Предлага ...

Проблемы реформирования системы государственного управления в США и Великобритании
Реформы, прошедшие в Великобритании и США в 80-х - 90-х годах обнажили кажущуюся непримиримой дихотомию, которая всегда латентно присутствовала в современных системах государственного управления. А именно: согласовать требования законности и результата, основных конституционных прав и эффективности ...

Водные и лесные сервитуты
Водные и лесные сервитуты фактически представляют собой земельные сервитуты, устанавливаемые на землях водного и лесного фондов. По содержанию эти сервитуты приближаются к земельным сервитутам. Объясняется это тем, что нельзя пользоваться водным объектом или лесным фондом без использования их земел ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru