Как отмечается историками, предмет прокурорского надзора начинает формироваться еще в XVIII веке. Позднее в предмет прокурорского надзора за органами, осуществляющими следствие (дознание еще не существовало) уже включается полномочия по проверке сообщения о преступлении.
Вопрос о предмете надзора является одним из сложных в теории, которая, по мнению ряда авторов, исследуя предмет надзора, недостаточное внимание уделяет отдельным участкам. Мы отмечаем, что в науке нет понятия предмета прокурорского надзора за соблюдением законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях. Полагаем, это не имеет принципиального значения, поскольку данное направление деятельности прокурора охватывается надзором за органами, осуществляющими дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность.
По мнению одних авторов, под предметом прокурорского надзора понимаются сами законы, за точным исполнением которых осуществляется надзор, либо исполнение законов. Другие полагают, что предмет тождественен объекту надзора, т.е. законность действий органов, в отношении которых осуществляется надзор. Отождествляя предмет надзора и его объект, нивелируется сама сущность объекта. Объект как деятельность поднадзорных органов, деятельность по исполнению законов, либо законность деятельности поднадзорных органов, либо сами органы, организации, должностные лица, предусмотренные законом. Думается, данные определения являются не верными. Объект – это законность всей деятельности поднадзорных субъектов, а предмет – законность конкретных актов (действий, решений).
Предмет – всякое материальное явление, вещь, круг знаний и др. Объект – то, что существует независимо от человека, явление внешнего мира, предмет и др. Предмет - то, на что направлена мысль, что образует ее содержание или то, на что направлено какое-либо действие. Предмет обращает внимание прокурора на те или иные акты поднадзорных органов, законность которых следует проверить. Предмет всегда характеризует объект как внешнее явление, на которое направлено внимание, деятельность. Объект надзора - органы предварительного расследования, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.
В качестве внешнего явления выступает: соответствие уголовно-процессуальному закону деятельности специально уполномоченных на прием, регистрацию, проверку и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях органов и должностных лиц, ее результаты, оформленные надлежащим образом в виде процессуально-правовых актов, соблюдение прав и законных интересов граждан. Иными словами¸ это и есть предмет надзора за указанными видами деятельности. Предмет связан с реализацией уголовно-процессуальных норм, с осуществлением уголовно-процессуальной деятельности, поскольку деятельность по приему, регистрации, проверке и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях является ее частью.
Предметом прокурорского надзора является законность приема, регистрации, проверки и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях в целом как вида государственной правоохранительной деятельности.
Структура предмета надзора: соблюдение в процессе приема, регистрации, проверки и разрешении сообщений и заявлений о преступления прав и свобод лица, пострадавшего от преступления, а также лица, возможно причастного к его совершению, соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, а также законность действий, процессуальных и иных решений, принимаемых специально уполномоченными органами и в ходе и по результатам разрешения заявления, сообщения о преступлении.
Предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, определен Законом о прокуратуре (ст.29). Он заключается, в том числе, в соблюдении прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях.
Таким образом, исходя из положений Закона о прокуратуре, предмет надзора изучаемой отрасли состоит из пяти элементов.
1) соблюдение прав человека и гражданина в досудебной стадии уголовного судопроизводства на всех его этапах;
2) соблюдение установленного законом порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях;
3) законность выполнения ОРМ по выявлению преступлений и изобличению лиц, их совершивших;
4) исполнение требований закона о проведении расследования преступлений;
5) законность выполнения решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие.
Названные пять элементов предмета надзора исчерпывающим образом определяют сферу прокурорской деятельности при реализации прокурором полномочий по обеспечению точного и безусловного исполнения законов.
При этом первый элемент предмета надзора — соблюдение прав и свобод человека и гражданина — является определяющим, так как регулирование данной сферы правоотношений распространяется на реализацию всех последующих элементов предмета надзора.
Порядок усыновления ребенка
Статья 20 Конвенции ООН о правах ребенка и статья 123 Семейного кодекса РФ устанавливают, что приоритетной формой устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, является передача его на воспитание в семью, в частности на усыновление (удочерение). Вступивший в силу с 1 марта 1996 г. Се ...
Понятия и классификация источников административного права
Административная правоспособность - проявление общей правоспособности, т.е. установленной и охраняемой правовыми нормами возможности данного субъекта (гражданина, исполнительного органа и т.п.) вступать в различного рода правовые отношения. Это - способность приобретать соответствующий комплекс юри ...
Внешние функции современного государства
Внешние функции государства - это обусловленная сущностью государства его способность к деятельности вовне государства, реализуемая при соответствующих условиях в целях решения задач, стоящих перед ним. Можно выделить следующие внешние функции современного государства: функция обороны, функция инте ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.