5) Должностные лица. Субъектами конституционного права являются: Президент РФ, Председатели палат парламента - Федерального Собрания; Председатель Правительства РФ, Председатель Конституционного Суда РФ, Генеральный Прокурор и др.
Президент Российской Федерации является главой государства. Обладая широкими представительскими, правотворческими, управленческими полномочиями, он вступает в отношения с парламентом, правительством, республиками и другими субъектами конституционного права. Те отношения, которые основываются на конституционных нормах, приобретают форму конституционно-правовых. В качестве примера, показывающего взаимодействие президента с различными органами государственной власти можно привести п. е ст.84 Конституции РФ, где говорится, что Президент Российской Федерации: обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
6) К субъектам конституционных правоотношений со специальной правоспособностью относятся избиратели и депутаты (различных представительных органов).
Избиратели участвуют в данных правоотношениях посредством выборов представителей народа в различные законодательные (представительные) органы власти (Государственную Думу, Совет Федерации, Законодательное Собрание, Городскую Думу и т.д.). Депутаты вправе принимать участие в работе тех органов государственной власти, в состав которых они избраны, в решении вопросов, рассматриваемых этими органами, в утверждении актов, издаваемых ими и т.д.
7) Политические партии, иные общественные объединения. Политические партии и иные общественные объединения играют все более активную роль в жизни Российской Федерации. Они участвуют в избирательных кампаниях, выдвигая кандидатов в депутаты, организуют предвыборные мероприятия. Важно их участие в проведении референдумов, местном самоуправлении, в охране и защите конституционных прав и свобод граждан. Именно, активное взаимодействие различных политических партий и иных общественных объединений с государством и государственными органами в целом подчёркивает специфичность данных субъектов в сфере конституционно-правовых отношений.
8) Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства (апатриды). Все физические лица участвуют в конституционно-правовых отношениях, осуществляя свои конституционные права, свободы и обязанности.
Здесь также стоит отметить, что наиболее широкой и полной правоспособностью обладают граждане Российской Федерации. При этом следует отметить, что граждане являются субъектами данных отношений независимо от пола, расы, национальности, языка и других признаков. Уникальность физических лиц как вида субъекта конституционно-правовых отношений состоит в том, что они имеют свои определённые права, свободы и обязанности, которые все так или иначе прописаны в Конституции РФ.
Подводя итог всему вышесказанному, следует сказать, что структура субъектов конституционно-правовых отношений имеет очень сложный и неоднородный состав. К примеру, среди них можно выделить такие специфические субъекты, как народ, государство, депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии, собрания избирателей и др. Исходя из этого, можно сказать, что субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают определённые обязанности и предоставляют права.
В качестве субъектов конституционно-правовых отношений могут быть в определённых случаях и иностранные граждане и лица без гражданства (например, при подаче заявления о приобретении российского гражданства).
Итак, я рассмотрел основные положения, относящиеся к теме моей работы, “Субъекты конституционно-правовых отношений" и хотелось бы отметить и проанализировать эти самые положения, и сделать итоговый вывод по всей работе в целом.
Начнём с определения, что такое конституционное право?
Итак, конституционное право - это ведущая отрасль права России. Она представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества, его статус как целостной политической, экономической и социальной системы.
Общественные отношения, которые регулируются определёнными нормами отрасли права в такой науке как юриспруденция принято именовать её предметом, т.е. предметом данной науки.
Исходя из этого предметом, конституционного права выступают те отношения, которые складываются практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр.
Также немаловажным является и тот факт, что если брать по отношению в сравнении с другими отраслями права, то предмет конституционного права составляет гораздо больший объём регулирования всевозможных отношений по сравнению с другими отраслями. Например, предметом трудового права являются трудовые отношения, предметом деятельности конституционного права являются различные сферы жизни общества.
Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу
лиц
Реализация нормативно-правовых актов характеризуется тремя параметрами: временем, пространством и кругом лиц. Действие нормативно-правовых актов во времени продолжается от момента вступления в силу до момента ее утраты. Акты вступают в силу: 1) либо с момента их принятия; 2) либо со времени указанн ...
Теоретические подходы к пониманию административных взысканий
Административное право не может и не должно охватывать все стороны государственной жизни. Сохранение прежних тенденций неминуемо будет приводить к попыткам решения любой проблемы с помощью властного воздействия - различного рода правовых актов. Там, где вполне обоснованы позиции государства по обес ...
Понятие и признаки исполнительной власти РФ
Так как речь идет об исполнительной власти, о государственной деятельности по ее практической реализации, неизбежен вопрос о том, какому именно звену государственно-властного механизма, построенному на началах разделения властей, поручается такого рода деятельность. До того как Конституция РФ 1993 ...
Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.