Юриспруденция » Механизм правового регулирования и его элементы » Методы действия и эффективность механизма правового регулирования

Методы действия и эффективность механизма правового регулирования

Страница 3

Другой принцип, когда запрещено все, кроме прямо разрешенного, наиболее часто используется в регулировании отношений, возникающих в ходе осуществления специальными государственными органами их властных полномочий. Это относится к области публичного права. Законом устанавливается порядок действий государственного органа либо должностного лица при исполнении им его служебных обязанностей, и не допускается отклонение от этого порядка.

Подразумевается, что государство, как единая упорядоченная система властных структур, может эффективно работать только при условии четкой законной работы всех его составных частей, в соответствии с установленными самим же государством правовыми нормами, когда каждый его орган неукоснительно подчиняется вышестоящим. Выход за пределы служебных полномочий признается их превышением, либо злоупотреблением своей властью, и для того, чтобы избежать этого, государство должно контролировать свои органы власти, устанавливать такие порядки, чтобы они не выходили за пределы своей компетенции, не нарушали правомочия и тем самым не создавали помехи в работе других органов.

Здесь необходимо отметить, что в нашей стране данная сфера до сих пор не получила достаточной законодательной базы, чтобы все принципы этого регулирования неукоснительно и четко исполнялись на практике. Объяснить это можно отчасти несовершенством нашего законодательства, когда правовые акты, призванные регулировать отношения в различных областях, зачастую сталкиваются, противоречат друг другу, а иногда недостаточно четко дают определение прав и обязанностей сторон. Другая беда - в том, что уполномоченные должностные лица часто злоупотребляют служебным положением, хотя не все из них и не всегда полностью ознакомлены с правами и обязанностями, соответствующими занимаемой ими должности.

Государство не может произвольно принимать принципы и способы правового регулирования. Его активная созидательная роль в правотворчестве является не безграничной, а имеет строго определенные, объективные пределы.

Пределы правового регулирования. Теорией права давно признано, что регулирование государством общественных отношений должно иметь свои пределы. Выход за их границы означает вторжение государственной власти в социальные отношения и связи, которые не могут быть ему подвластны, исходя из каких-либо иных, не правовых норм (например, морально-этических, религиозных, культурных, а также сюда можно отнести обычаи, традиции). Однако четко определить эти границы практически невозможно, поэтому вопрос о пределах правового регулирования в современной науке до сих пор открыт для дискуссии.

Пределы правового регулирования - это границы государственно-властного вмешательства государства, его органов в систему общественных отношений. При этом можно говорить о границах в трех сферах:

1. Системе общественных отношений, объективно нуждающихся в правовом регулировании;

2. Деятельности государства по формированию новых, отсутствующих в обществе правовых отношений;

3. Использовании государством способов правового регулирования.

Современное общество имеет достаточно обширную область, где действует личность со свободной волей, сообразно собственному сознанию и с учетом имеющихся ценностных ориентаций, моральных, и иных социальных неюридических норм и личных интересов. Подобным образом личность действует:

1. при реализации политических свобод, свободы личной жизни, слова и мысли, совести, литературного, художественного, научного и других видов творчества;

2. сфере личных семейных взаимоотношений;

3. в качестве члена общественных, либо религиозных объединений.

Если рассматривать первый пункт, то функция государства здесь двояка. С одной стороны, оно призвано обеспечить и гарантировать реальную свободу личности, призвано устранять любые помехи этой свободе, исходят они от других лиц либо от государственных органов. "Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность". Но также государство устанавливает пределы свободы личности, с выходом за них возникает опасность причинения вреда государству, обществу, другим лицам. Другими словами, пока личная свобода не вредит правам других лиц, она - сугубо частное дело. Посягательство же на чужие права и свободы, в зависимости от степени его тяжести, может быть отнесено к административным либо уголовным правонарушениям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Основания перевода осужденных в иные исправительные учреждения
В зависимости от поведения и отношения к труду осужденных, законодатель предусматривает изменение вида исправительного учреждения, улучшающего условия отбывания наказания, осуществляемые судом по четырем основаниям: хорошее поведение осужденного; добросовестное отношение осужденного к труду, обучен ...

Принципы законодательного процесса
Законодательный процесс Российской Федерации основывается на определенных принципах. В научной литературе выделяют четыре основных принципа законодательного процесса: 1) Демократизм и гласность законодательного процесса. Суть принципа заключается в процедуре разработки и принятия нормативного акта ...

Административно-правовой статус Правительства РФ
В соответствии с Конституцией Правительство Российской Федерации — коллегиальный, центральный, федеральный орган исполнительной власти общей компетенции, подчиненный Президенту. Правительство осуществляет полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента РФ. В ...

Проблемы земельного права

Проблемы земельного права

Земля как объект рыночных отношений имеет многофункциональное назначение, поэтому совершение сделок с земельными участками регулируется конституционными нормами и земельным правом, а также гражданским законодательством с учетом лесного, водного, экологического и иного специального законодательства.

Актуальное

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.lawereg.ru